Миллионы для Илиона

Культура
Москва, 24.05.2004
«Эксперт» №19 (420)

В российский прокат вышел фильм Вольфганга Петерсена "Троя" - с Брэдом Питтом в роли хулиганистого Ахиллеса и Орландо Блумом-Леголасом, с успехом применяющим в роли Париса свои эльфийские навыки меткой стрельбы из лука. Несколько лет назад такой фильм казался бы невероятным анахронизмом, а потраченные на него рекордные 185 млн долларов (для сравнения: "Возвращение короля" обошлось в 100 млн) воспринимались бы как дикая шутка какого-нибудь спятившего продюсера. Теперь же эпос вновь вошел в моду: два месяца назад состоялась премьера пафосной эпопеи "Аламо", вот-вот Оливер Стоун завершит работу над "Александром Македонским".

Голливуд всегда отличался необыкновенным пристрастием к эпосу. Дело тут не только в перманентном желании сделать зрелище как можно богаче; Голливуд всегда воспринимал себя в качестве некоего эпического героя, эдакого Кухулина, одаренного необыкновенно представительной внешностью и слаборазвитой рефлексией. В эпоху 90-х, пропитанную духом Тарантино, эту свою особенность Голливуд предпочитал стыдливо скрывать. Теперь, похоже, годы вынужденного воздержания и подавленных инстинктов закончились; неизрасходованная эпическая энергия вырвалась наружу со страшной силой. Эпос полез изо всех щелей: в него ударились и Мартин Скорсезе в "Бандах Нью-Йорка", и братья Вачовски в "Матрице". Окончательно выпустил наружу эпический дух Питер Джексон, в своем "Властелине Колец" воплотивший универсальный образ мифологического пространства.

Обретший кинематографическую плоть Толкиен стал базисом для нового эпоса. Так что непосредственный переход актеров из Средиземья к стенам Илиона никого не удивляет - вместе с Орландо Блумом то же перемещение совершил Шон Бин (бывший Боромир, а теперь - Одиссей). Однако Петерсен (изначально немецкий режиссер, снявший когда-то "Das Boot" - лучший, пожалуй, фильм о военных подводниках, а в Голливуде переключившийся на штамповку средней руки боевиков - "Самолет президента", "Идеальный шторм") явно ориентировался не только на Джексона, но и на Мела Гибсона. "Троя", похоже, должна была стать ответом "Страстям Христовым". Гибсон тоже оживлял корневой миф - только используя средства независимого кинематографа, пропитывая каждый кадр максимальным натурализмом. От "Трои" ожидали примерно того же - казалось, что эпоха глянцевого пеплума отошла в прошлое. Однако Петерсен воспроизводит с каким-то демонстративным нахальством всю мощь классического Голливуда. Полудикие ахейцы у него свежевымыты и свежевыбриты, безликие армии сходятся друг с другом с торжественным лязгом, герои элегантно скрещивают мечи, приплясывая друг подле друга наподобие персонажей балета "Спартак". Кровь остается где-то за кадром, саундтрек переполнен бессмысленным трубным зовом во время баталий и меланхоличными псевдосредиземноморскими напевами в лирических сценах. Персонажи лишены всякого подобия психологии - разве что Брэд Питт малость оживляет общую унылую атмосферу, привычно изображая асоциального подростка, стихийного анархиста, одаренного мощными муск

Новости партнеров

«Эксперт»
№19 (420) 24 мая 2004
Нефть
Содержание:
Новая нефтяная реальность

Взлет цен на нефть вызван структурной перестройкой глобального нефтяного рынка. Основные центры спроса и предложения смещаются, что создает долгосрочную неопределенность на рынке и толкает цены вверх

Международный бизнес
Наука и технологии
Культура
На улице Правды
Реклама