Пакеты, бутылки и эмоции

Русский бизнес
Москва, 24.05.2004
«Эксперт» №19 (420)
На рынке соков свободно место лидера. И займет его тот, кто сумеет лучше понять массового потребителя

Ведущие игроки, посовещавшись на весеннем собрании Российского союза производителей соков (РСПС), определили свои рыночные доли по итогам 2003 года. Постановили: крупнейшие производители - "Вимм-Билль-Данн" (ВБД), "Лебедянский" и "Мултон" - занимают одинаковые позиции, по 25,5%. У четвертой по величине российской компании - "Нидан" - 14%.

Заметим, что мнение производителей несколько расходится с данными маркетинговых агентств: те все же отмечают разницу в рыночных долях, но речь идет об 1-2 процентных пунктах. Однако, по большому счету, такое расхождение в оценках несильно меняет ситуацию. Ведь еще в позапрошлом году на рынке был безусловный лидер - ВБД, процентов на сорок опережавший ближайших соперников ("Лебедянский" и "Мултон") по объемам производства.

Наблюдатели считают, что сложившаяся конфигурация нетипична для российских потребительских рынков: там обязательно есть ведущий игрок, за которым тянутся остальные. И это наводит на мысль, что нынешнее равновесие продлится недолго. Что же касается нового лидера, то его на сей раз определит массовый потребитель, ориентированный на нижний средний сегмент соковой продукции.

Мощностей хватит всем

Бывший лидер "Вимм-Билль-Данн" в прошлом году не только не нарастил, но даже сократил выпуск соков (на 0,6%), в то время как темпы роста других производителей составили от 35 до 40% (при этом рынок в целом вырос на 19%).

Их рывок не в последнюю очередь был обусловлен тем, что они сумели привести свои производственные мощности в соответствие со спросом. Так, "Мултон" в конце 2002 года реконструировал свой завод в Щелкове, а "Нидан" в середине 2003-го ввел в действие завод в Котельниках (оба производства - в ближайшем Подмосковье). "Лебедянский" разместил дополнительные производственные линии в построенном еще в 2002 году цехе и загрузил их почти на 100%. Наблюдатели констатировали: если раньше для того, чтобы поспеть за рынком, ведущим игрокам приходилось размещать заказы на не принадлежащих им заводах, то теперь их собственный потенциал сопоставим с потенциалом рынка. (Тем более что рынок стал расти медленнее, чем раньше: если в 2001 году темпы прироста составили 44%, то в нынешнем прогнозируются лишь 12-15%.)

А вот завод ВБД в подмосковном Раменском, напротив, задержался на старте. Модернизация Раменского молочного завода, мощности которого частично задействовались под розлив соков, началась осенью 2002 года. Предполагалось, что значительный прирост продукции будет получен уже весной 2003-го. Но завод оказался готов выпускать соки в приличных объемах только к концу года, когда основная масса контрактов на следующий год была уже заключена. Одно из объяснений такой задержки - внимание менеджмента ВБД весь 2003 год было сосредоточено на ведущихся с Danone переговорах о продаже предприятия. Казалось бы, теперь, когда эта сделка, по крайней мере на время, перестала быть актуальной, а Раменское уже не является сдерживающим фактором, ВБД легко вернуть утраченные позиции. Но все оказалось не так просто.

Конкурен

Новости партнеров

«Эксперт»
№19 (420) 24 мая 2004
Нефть
Содержание:
Новая нефтяная реальность

Взлет цен на нефть вызван структурной перестройкой глобального нефтяного рынка. Основные центры спроса и предложения смещаются, что создает долгосрочную неопределенность на рынке и толкает цены вверх

Международный бизнес
Наука и технологии
Культура
На улице Правды
Реклама