Достали

Российские предприниматели устали давать взятки и наконец-то требуют от государства выполнения его прямых обязанностей - защищать права граждан

В Ревдинском районе (Свердловская область) и городе Миасс (Челябинская область) против представителей муниципальных властей возбуждены уголовные дела по фактам взяточничества и превышения полномочий. События эти примечательны ровно потому, что инициаторами судебного преследования стали предприниматели. То есть терпение у российского бизнеса лопнуло и он готов идти войной на мздоимцев. Если это действительно так, то появляется реальный шанс увести Россию с первых мест в мировых коррупционных рейтингах.

При получении взятки в 150 тыс. рублей правоохранительные органы задержали мэра Миасса, бывшего депутата Госдумы России Владимира Григориади. Когда собровцы ворвались в кабинет, мэр даже не попытался бросить пачку меченых купюр, настолько неожиданным оказался для него арест. Арестовали Григориади по жалобе местного предпринимателя Николая Зайцева, который утверждал, что уже передал мэру 600 тыс. рублей за "помощь в ведении бизнеса".

При обыске коттеджа, в котором жил мэр, следователи обнаружили в сейфе 200 тыс. рублей, в спальне за шкафом - 1,4 млн рублей, в комоде - четыре пачки по 10 тыс. долларов и одну пачку в 7,5 тыс. долларов, в прикроватной тумбочке - еще 12,3 тыс. долларов. Из свидетельств представителей городского Союза предпринимателей и депутатов горсобрания выяснилось, что Григориади регулярно собирал подать с местных бизнесменов, через подставные фирмы и доверенных лиц подмял под себя ЖКХ, городской транспорт, похоронный бизнес и даже бани. А по словам бывшего миасского головы Михаила Жмаева, прикрывали Григориади губернатор Челябинской области Петр Сумин и областной прокурор Анатолий Брагин.

Миасскому мэру предъявили обвинение по ст. 290 части 4 УК РФ (получение взятки), замгенпрокурора УрФО Юрий Золотов взял дело под личный контроль. По поступающим из Миасса сведениям, местные предприниматели ликуют.

А в Ревдинском районе арест Ирины Мельниковой, первого заместителя главы районной администрации, спровоцировал отставку ее шефа Сергея Соколова - тень на него бросили действия подследственной, подозреваемой в махинациях с муниципальной недвижимостью. О коррупционных схемах, применявшихся в районе, прокурорским работникам "просигнализировал" Юрий Труфанов, генеральный директор ООО "Уралкомсервис".

Ни для кого не секрет, что мздоимство в России приобрело чудовищные масштабы. По данным фонда "Индем", взятки платят 82% российских предпринимателей - ежегодно россияне расходуют на эти цели более 33,5 млрд долларов. В пересчете на среднестатистическую душу населения выходит около 100 долларов в год, а на каждого предпринимателя - 3,7 тыс. долларов.

Кто берет и сколько - тоже не секрет: прейскурант узнать несложно. Тем не менее компетентные органы предпочитают не вмешиваться - говорят, взятку-де трудно доказать. Сдается, однако, что просто не было команды "мочить". В конце апреля она поступила. В ходе визита Владимира Путина в Салехард Николай Апушкин, ветеран двух войн, обратился к главе государства: "Вся надежда на вас, Владимир Владимирович. Добьете коррупцию?" Президент пообещал - и отчеты Генпрокуратуры запестрели антикоррупционными делами. В поле зрения правоохранителей оказались такие крупные фигуры, как экс-губернатор Тверской области Владимир Платов, действующие главы администраций Камчатки Михаил Машковцев и Саратовской области Дмитрий Аяцков и множество чиновников рангом помельче.

Впрочем, может статься, что нынешний всплеск антикоррупционной активности прокуратуры лишь очередная "кампания". Во-первых, в действиях прокуратуры просматривается политическая составляющая: некоторые дела вынуты из-под сукна, где они без движения лежали годами. Во-вторых, на примерах Миасса и Ревдинского района очевидно, что без команды сверху провинциальная Фемида, как, впрочем, и федеральная, не работает. Бизнесмен Зайцев, например, был вынужден дойти до Генеральной прокураты в УрФО, прежде чем мэру Миасса нашлось место в камере следственного изолятора. А Труфанов воспользовался своим положением лидера местной ячейки ЛДПР и попросил защиты у Владимира Жириновского.

Самым радикальным средством борьбы с коррупцией сегодня считается увеличение зарплат в госаппарате. Но возможно ли обеспечить чиновникам, даже если эту армию радикально сократить, доход, который позволил бы каждому из них, подобно миасскому мэру, хранить в прикроватной тумбочке 12,3 тыс. долларов? Кроме того, повышать уровень жизни чиновников имеет смысл, только если реально будет снижена взяткоемкость наших законов. "На рынке потребительских товаров и услуг у государства 150 функций. Из них больше половины мы считаем излишними", - утверждает исполнительный директор Института национального проекта "Общественный договор" Анастасия Овсянникова. "Наш президент не с того начал: надо было первым делом не олигархов в тюрьму сажать, а чиновников, - вторит ей генеральный директор концерна 'Калина' Тимур Горяев. - Это миф, что предприниматели играют чиновниками, как марионетками. В жизни все не так. Бизнесмены любого уровня звонят чиновникам и просят: не могли бы вы меня принять, чтоб я вам кое-что передал?" Уральцы Труфанов и Зайцев отказались идти в приемные с "медяками" в потной ладошке, а потребовали призвать взяточников к ответу. Это - вполне зрелая гражданская позиция. "Так начните с себя - попробуйте не давать взяток", -. призывает президент Союза предпринимателей (работодателей) торговли и услуг Свердловской области Сергей Казанцев.

Екатеринбург