О референдумах и офертах

Разное
Москва, 24.05.2004
«Эксперт» №19 (420)

В среду на прошлой неделе президент внес в Думу проект конституционного закона "О референдуме". В четверг спикер Думы Б. В. Грызлов заявил, что законопроект будет рассмотрен уже на весенней сессии. Едва ли можно сомневаться в том, что он будет не только рассмотрен, но и принят: как известно, "Единая Россия" располагает в Думе конституционным большинством. Между тем законопроект вызвал дружное недовольство у всех, кроме единороссов, политических сил.

Недовольство имеет основания и содержательные, и формальные. О содержании чуть позже, форма же и вправду хороша. У меня пока нет полного текста 265-страничного законопроекта, но впечатляют и успевшие просочиться в прессу фрагменты. Прочтите (лучше вслух) хотя бы начало статьи 91: "Если какое-либо действие может осуществляться не позднее чем за определенное количество дней до наступления какого-либо события, то последним днем, когда данное действие может быть совершено, является день, после которого остается указанное количество дней до дня наступления соответствующего события". Качеству текста соответствует качество представления законопроекта: по словам депутата С. А. Попова, при внесении документа в Думу регламент был нарушен настолько серьезно, что легальность прохождения проекта уже оказалась под вопросом. Такое скопление небрежностей объясняется, конечно, спешкой. Чем объясняется спешка, я не знаю: основная новизна проекта состоит в резком усложнении процедур инициирования референдума - и спешить с этим делом вроде бы незачем, потому что ни о какой новой затее такого рода никто не заявлял, да и действующие сейчас процедуры трудно назвать совсем уж дырявыми.

Как бы там ни было, спешно выкачены следующие новации. Если по действующему закону инициировать референдум могла группа из ста человек, то теперь понадобится не менее сорока пяти таких групп (более чем в половине субъектов федерации); если до сих пор подписи в поддержку проведения референдума мог собирать всякий желающий, то впредь все сборщики должны быть нотариально удостоверенными членами инициативных групп; раньше на сбор подписей отводилось три месяца, теперь - полтора; процедура проверки собранных подписей, естественно, резко ужесточается. Многие наблюдатели уже отметили, что совокупность этих ужесточений эквивалентна прямому запрету. Судите сами: надо собрать два миллиона подписей за сорок пять дней, а если после тридцатидневной проверки пять процентов подписей будут сочтены негодными, вся работа идет насмарку. Вероятно, было бы честнее если не запретить референдумы (это значило бы нарушить сразу несколько статей Конституции России), то ограничить их возможную тематику закрытым перечнем: например, только принятие новой конституции, да такие оказии, как союз с Белоруссией - результат был бы тем же. И результат этот, на мой взгляд, неправильный. В жизни страны могут возникнуть вопросы, для решения которых действительно понадобится референдум.

Должен сказать, впрочем, что я всецело согласен с насущной необходимостью предотвратить использов

Новости партнеров

«Эксперт»
№19 (420) 24 мая 2004
Нефть
Содержание:
Новая нефтяная реальность

Взлет цен на нефть вызван структурной перестройкой глобального нефтяного рынка. Основные центры спроса и предложения смещаются, что создает долгосрочную неопределенность на рынке и толкает цены вверх

Международный бизнес
Наука и технологии
Культура
На улице Правды
Реклама