Прибыль от настоящего

Ангелина Давыдова
31 мая 2004, 00:00

Всплеск интереса к современному искусству оживил аукционную торговлю. Однако основную проблему рынка искусства - слабое развитие среднего ценового сегмента - это не решает

Результаты майских торгов Sotheby`s и Christie`s поразили специалистов арт-рынка - стоимость всех проданных за две недели произведений превысила 600 млн долларов. Был установлен и новый ценовой рекорд - полотно Пабло Пикассо "Мальчик с трубкой" ушло за 104 млн долларов.

Еще относительно недавно два ведущих аукционных дома, Sotheby`s и Christie`s, на долю которых приходится около 95% мирового рынка торговли предметами старины и искусства, переживали глубокий кризис. В 2000-2001 годах их обвиняли в ценовом сговоре - согласованном установлении завышенных комиссионных, взимаемых с продавцов. Результатом разбирательств стала отставка президента и председателя правления Sotheby`s и трехкратное удешевление акций обеих компаний. Такое развитие событий вызвало у специалистов опасения за судьбу всего аукционного рынка. Сегодня этот кризис, кажется, преодолен, однако об устойчивой тенденции роста говорить пока преждевременно.

Причины успеха

Нельзя сказать, что результаты майских торгов были совсем уж неожиданными. Ведь начало последнего весеннего месяца - традиционное время для аукционных продаж очень востребованных картин импрессионистов, художников ХХ века и современных мастеров, когда объемы продаж составляют (а зачастую и превышают) четверть общегодового объема рынка. Но на этот раз результаты торгов превзошли все ожидания. Такому успеху есть три причины.

Во-первых, на аукционы были выставлены произведения из самых крупных частных и музейных коллекций, так что уровень предлагавшихся работ был крайне высок даже для видавших виды Sotheby`s и Christie`s. Так, 4 мая, когда на Christie`s было выставлено семь произведений из знаменитого Музея современного искусства в Нью-Йорке (MОМA), включая работы Джорджо Де Кирико, Амадео Модильяни и Анри Матисса, общий результат торгов составил 56,6 млн долларов. А на аукционе Sotheby`s произведения из известной коллекции Greentree Foundation были проданы и вовсе за 190 млн долларов (в том числе "рекордный" Пикассо - за 104 млн).

Во-вторых, высок был спрос - он вполне соответствовал высочайшему уровню предложения, что позволило экспертам высказать предположение: формируется новый слой состоятельных коллекционеров. Так, в Америке в последние годы появилась группа молодых коллекционеров, занимающих до 70% рынка произведений искусства.

В-третьих, успех майских аукционов вызван ростом популярности и, что еще важнее, инвестиционной привлекательности современного искусства. Такие работы из коллекции MОМA, как "Номер 12" (1949 г.) Джейсона Поллока, а также "Автопортрет" (1967 г.) и "Большие цветы" (1964 г.) Энди Уорхолла были проданы 11,6, 6,9 и 6,7 млн долларов соответственно. Неудивительно, что недавно вице-президент отдела современного искусства Sotheby`s Мэтью Кэри-Уильямс заявил, что "новый рынок - рынок современного искусства, рынок работ молодых авторов - очень глубокий".

Новая тенденция

Именно последний фактор - всплеск интереса к современному искусству - во многом и определил успех майских аукционов. Ведь, как уже говорилось, рынок предметов искусства в целом переживает сегодня далеко не лучшие времена: так, по данным исследования компании Artprice, общий объем мирового рынка искусства в 2003 году составил чуть больше 2 млрд евро - на полмиллиарда меньше, чем в 2002-м. Сократилось и число сделок - с более чем 200 тыс. в год до примерно 170 тыс. Сильнее всего пострадал рынок классического искусства. Так, согласно исследованию компании Artprice, 2003 год оказался неудачным для классической живописи (прежде всего XIX века) - и цены на картины, и объемы торгов по сравнению с прошлым годом снизились на треть. Сегодня коллекционеры все чаще предпочитают первоклассные современные работы картинам старых мастеров второго эшелона, имеющим прежде всего историческую ценность. Дело в том, что произведения современных авторов выступают с рыночной точки зрения "естественным заменителем" работ более ранних мастеров. "Как правило, среди работ живущих художников более ценятся ранние. Кроме эстетических достоинств работа должна обладать и исторической ценностью. Между обоими этими факторами и ценой работы существует прямая взаимосвязь", - рассказал "Эксперту" директор отдела современного искусства Sotheby`s Тобиас Мейер.

Это и показали итоги майских торгов, на которых предметы современного искусства собрали рекордную сумму - более 200 млн долларов, то есть примерно треть от общего объема торгов. При этом заметно выросли цены на произведения, созданные буквально в последнее десятилетие. Так, "Баллада о Троцком" Маурицио Каттелана (чучело лошади с седлом, подвешенное под потолком), предварительно оцениваемая в 600-800 тыс., была продана за 2 млн долларов - это вдвое больше, чем давали за нее три года назад.

Не панацея

Аукционеры признают, что сектор современного искусства очень динамичен и значим. "Сегодня на рынке современного искусства мнения формируются очень быстро - не за десять лет, а за год-два", - сказал "Эксперту" представитель Sotheby`s Мэтью Флорис. Но один сегмент современного искусства вытянуть весь стагнирующий рынок не сможет.

Дело в том, что здесь не решается, пожалуй, одна из главных проблем сегодняшнего рынка искусства - проблема большого разрыва в ценах между разными группами произведений. Иначе говоря, есть очень узкий сегмент очень дорогих картин и есть очень обширный рыночный сегмент, где предметы искусства "баснословно дешевы". И, по мнению аналитиков Artprice, одна из причин стагнации рынка искусства (наряду с войной в Ираке, общей неуверенностью на мировых фондовых рынках, ослаблением доллара) - раздробленность рынка. Нет мощного среднего ценого сегмента. Сегодня 43,8% от общего числа сделок приходится на работы дешевле 999 евро, еще 42,4% - на произведения стоимостью 1000-9999 евро (см. график).

То есть средний ценовой сегмент развит слабо, и это подрывает рынок. С одной стороны, очень дорогие картины оттягивают на себя огромные средства, крупные сделки купли-продажи не столь часто случаются, чтобы служить источником стабильных доходов аукционных домов. А с другой - существует огромный выбор сравнительно дешевой продукции, и это сдерживает рост цен. Зарабатывать за счет торговли предметами искусства в дешевом сегменте аукционным домам также непросто. И рост интереса к современному искусству эту проблему тоже не решает: на майских торгах 85% всех работ художников, родившихся после 1940 года, ушли за меньше чем по 10 тыс. евро за штуку.

Манчестер