О большой украинской трубе

Андрей Вершков
31 мая 2004, 00:00

Производителей труб большого диаметра с Украины обвиняют в демпинге на российском рынке. Насколько серьезны эти обвинения и каковы должны быть принципы страновой конкуренции на этом рынке? Об этом рассказывает гендиректор Харцызского трубного завода Андрей Шишацкий

- Насколько обоснованны заявления о демпинге украинских трубников при поставке продукции на российский рынок и о том, что в условиях единого экономического пространства они оказываются в заведомо выигрышной ситуации благодаря значительным субсидиям со стороны государства?

- Говорить сегодня о субсидировании неправильно, по крайней мере в отношении Харцызского трубного завода. Судите сами: в прошлом году нашим заводом уплачено свыше десяти миллионов долларов налогов. Другое дело, что в ценовой конкуренции мы имеем ряд преимуществ. Во-первых, это близость двух основных поставщиков - меткомбината "Азовсталь" и Мариупольского комбината имени Ильича, которые находятся всего в ста сорока километрах от нас. Это серьезно снижает транспортные расходы. Во-вторых, стоимость передела на заводе сегодня сведена к минимуму. Например, по сравнению с Волжским трубным заводом она у нас в полтора-два раза ниже. Кроме того, мы постоянно предпринимаем усилия по техническому перевооружению. Например, в этом году на обновление оборудования и программу качества запланировано направить порядка десяти миллионов долларов. Обычно эта сумма составляет в среднем пять миллионов в год. И эти усилия позволяют нам быть впереди конкурентов и в смысле качества продукции, и в плане ценовой конкуренции. Например, расходный коэффициент по трубам большого диаметра у нас сегодня составляет порядка шести-восьми килограммов на тонну штрипса, что значительно ниже, чем на российских трубных предприятиях. При объективной ценовой конкуренции мы по цене и качеству будем однозначно впереди волжан и Выксы.

- Претензии к качеству украинских труб время от времени предъявляются даже на официальном уровне...

- Сегодня претензии по качеству относятся к единичным экземплярам труб. И связаны они не с производством, а в основном с проблемами, возникшими во время разгрузки и транспортировки. С прошлого года ни одной трубы нам не возвращено.

В сфере повышения качества мы работаем совместно с МК "Азовсталь", в первую очередь над улучшением характеристик металла. Планируем освоить в производстве сталь марки X 80.

В целях совершенствования процесса технологического контроля за качеством продукции собираемся установить немецкое оборудование по ультразвуковому контролю. Уже заключен контракт с лидером этого рынка - немецкой компанией GE Inspection Technologies Systems GmbH.

Помимо этого, с первого июля на заводе стартует программа ТОП - тотальная оптимизация производства, которая позволит дополнительно снизить стоимость передела и усовершенствовать организацию производства.

- Как вы оцениваете перспективы развития трубного рынка на ближайшие годы?

- Думаю, что он прирастет в этом году по сравнению с прошлым годом на десять-двадцать процентов. И такая тенденция сохранится в ближайшие пять лет. Поэтому мы рассматриваем возможность строительства новой линии.

- В какой стадии сейчас находится этот проект?

- Мы уже практически определились с предполагаемым сортаментом: это будут трубы диаметром от 530 до 1420 миллиметров с толщиной стенки до 40 миллиметров. Параллельно пытаемся определить круг поставщиков. Сейчас работаем с Новокраматорским машиностроительным заводом, немецкими SMS Meer GmbH и Haeusler AG Duggingen. Они уже сделали свои предложения с раскладками по технологической цепочке и оборудованию.

- Считаете ли вы, что в связи с ростом цен на металлопродукцию для стабилизации трубного рынка России нужно принимать определенные меры?

- Сейчас металлурги получают прибыли больше, чем трубники. Но я уверен, что ситуация изменится. И как только рынок стали пойдет вниз, у металлургов снизится доходность, а у трубников цены по инерции останутся еще на прежнем уровне и доходность, наоборот, возрастет. Так что рынок все отрегулирует сам.

- Изменится ли, на ваш взгляд, доля присутствия украинских трубопроизводителей на российском рынке в связи с перспективами запуска в России собственных мощностей по производству труб диаметром 1420 миллиметров?

- В ближайшие три-четыре года в России вряд ли будут введены дополнительные мощности, которые позволили бы выпускать одношовную трубу-1420 и полностью обеспечить потребности в ней российских заказчиков. По моему мнению, помимо финансовых трудностей это прежде всего связано еще и с трудовыми ресурсами и научным потенциалом. Кроме того, остается открытой проблема отсутствия в России штрипса - заготовки для производства труб большого диаметра. Сегодня российские трубные компании покупают такую заготовку на "Азовстали" и на комбинате имени Ильича.

Рынок ТБД специфичен. Игроков на нем мало, в России это Выксунский, Волжский, Челябинский заводы, на Украине - Харцызский, а конечных потребителей и того меньше. Проще было бы всем производителям договориться. Тогда мы смогли бы совместно с российскими заводами успешно работать и находить общий язык.