Книга Валери Жискар д`Эстена, бывшего президента Франции (1974-1981), а ныне председателя европейского Конвента, руководящего написанием конституции Европы, интересна и сама по себе, так как представляет собой размышления одного из самых ярких европейских политиков о судьбах крупнейшей европейской державы. Но для российского читателя она интересна вдвойне: оказывается, многие из проблем Франции созвучны или даже совпадают с проблемами России. Читая книгу, понимаешь, что Россия - "обыкновенная страна", что представление о каких-то особых ее проблемах - не более чем результат незнания проблем других стран. Франция, впрочем, особенно близка России - многие детали их истории и политических систем совпадают. Достаточно напомнить, что обе страны ведут отсчет своей современной истории с великих революций и что современная российская Конституция во многом слеплена по французскому образцу. Наконец, обе страны (Франция чуть раньше, Россия чуть позже) пережили крушение своих империй и перестали быть сверхдержавами.
Именно с проблемы поиска новой французской идентичности начинает свои размышления д`Эстен. Признавая новые реалии, автор тем не менее считает, что политический упадок Франции определяется и многочисленными внутренними причинами. Книга демонстрирует нам Жискар д`Эстена как человека, преклоняющегося перед Францией, но именно поэтому настроенного весьма критически к современным французам и французским политическим институтам. Он отвергает попытки многих рядовых французов переложить ответственность за упадок только на лидеров нации. По его мнению, каждый несет свою долю вины: "Упадок отражает глобальную тенденцию развития общества, но складывается из отдельных частиц". Разве это не относится и к России?
Одна из причин политического упадка Франции, по мнению автора, - неадекватность французских политиков. "Представление о Франции как о центре мира, поддерживаемое руководителями страны, негативно сказывается на нашей внешней политике и дипломатии". Разве это не относится и к России?
По мнению Жискар д`Эстена, одна из главных черт французской политики и французского характера - приверженность тому, что он вслед за известным английским философом Эдмундом Берком называет принципом tabula rasa, т. е. принципом "чистой доски". Несмотря на краткость нашей рецензии, мы приведем достаточно большую цитату, очень показательную для сравнения Франции и России. "Французы превращают прошлое в tabula rasa, для них реформа означает прежде всего полное разрушение прежнего порядка, и лишь после его окончательного уничтожения можно начинать строительство нового мира. Обрыв исторических корней, уничтожение всех достижений социальной организации способны породить лишь шаткие структуры, обреченные либо на вечное забегание вперед, либо на быстрое исчезновение при появлении какой-нибудь новой трудноразрешимой проблемы". Обрыв исторических связей ведет к расколу общества на тех, кто остался верен прошлому и до сих пор не признает революции и ее завоеваний, и тех, кто ведет историю Франции от революции, пренебрегая ее дореволюционным прошлым. Автор считает, что этот культурный и политический раскол, сохраняющийся уже более двух веков, мешает политической элите вести совместную работу на благо Франции. Как пишет автор, "определения 'правые' и 'левые' воспринимаются [во Франции] не как варианты одной и той же позиции, но, напротив, содержат в себе мощный потенциал отторжения и разрыва". Разве это не относится и к России?
Наверняка российский читатель на этом месте с грустью подумает о перспективах России, в которой такой же великий перелом произошел всего сто лет назад.
Много внимания в своей книге Жискар д`Эстен посвящает проблемам экономической политики. Либерал по убеждениям, он подробно останавливается на переходе от планового хозяйства к рынку, который совершила Франция в семидесятые годы. Для российского читателя будет интересно узнать о проблемах французской приватизации и либерализации цен. Конечно, масштаб зарегулированности французской экономики не сравним с советским, но тем не менее аналогия полная. Будучи президентом, Жискар д`Эстен поставил, как он пишет, перед собой в экономике три цели: либерализация цен, разгосударствление финансирования экономики и переход от концепции плановой экономики к рыночной. Автор пишет, какие упреки бросали ему даже его сторонники: "Вы слишком быстро пошли по пути освобождения цен". И отвечает, что "найти убедительные причины, чтобы действовать не так быстро, идти не так далеко, можно всегда. Успеть сделать дело, пока не поздно, - вот что главное". Но во имя чего все эти реформы? "Развить и сделать конкурентоспособным французское экономическое пространство". Кроме привычки французов больше уповать на государство, чем на собственную инициативу, есть еще одна причина, которая, по мнению Жискар д`Эстена, мешает французской экономике успешно развиваться. Это налоговая система, которую автор называет налоговым адом. Почему же французы сопротивляются столь необходимым реформам? - спрашивает д`Эстен. Почему они, с одной стороны, "единодушно требуют реформ, а с другой - делают все, чтобы их проведение было невозможным?" И сам же отвечает: потому что "им трудно поверить, что они получат обещанное, ибо их одурачивали множество раз". Разве это не относится и к России?
То же касается и политической системы, и выборов, и местного самоуправления. После каждого из разделов книги хочется спросить: разве это не относится к России?
В конце своей книги Жискар д`Эстен, обращаясь к политикам Франции, пишет: "Франция ждет, что современность придаст ей динамику. Однако в раздающихся ныне речах политиков этой динамики не находит, хотя всемерно готова ее поддержать. Пусть политический мир проложит путь для крупных начинаний, которые обновят саму основу дискуссии. Пусть он станет ее главным инициатором". Разве это не относится к России?