На прошлой неделе Михаил Фрадков подписал распоряжение о внесении в Госдуму проекта нового Жилищного кодекса России. Но стоило ли премьеру так спешить? По мнению многих экспертов, этот законопроект очень неряшлив: плохо написан и противоречив.
Во всяком случае, именно так отозвались о новом Жилищном кодексе специалисты, принимавшие участие в одном из последних заседаний Московского международного ипотечного клуба. Больше всего претензий к документу предъявила депутат Госдумы Галина Хованская. Она, например, рассказала, что из законопроекта по не выясненным пока причинам исчезла норма, касающаяся приватизации жилья. Сначала эксперты Центра стратегических разработок, участвовавшие в подготовке кодекса, предлагали прекратить бесплатную приватизацию муниципального жилья уже в 2007 году. Слухи об этом просочились в прессу, и, по словам Ирины Радченко, генерального директора агентства недвижимости "Лаурел", люди в спешном порядке выстроились в очереди на приватизацию. "Взятки за оперативное решение этого вопроса достигли пятисот долларов", - сообщила она. Сейчас неопределенности стало еще больше: у граждан есть все основания предполагать, что бесплатная приватизация закончится раньше. А это незамедлительно отразится на аппетитах муниципальных чиновников.
Нет ясности и с предоставлением социального жилья малоимущим гражданам. "По прогнозам Госстроя, из 4,4 миллиона очередников после введения в действие нового кодекса право на получение социального жилья будут иметь лишь 2,4 миллиона граждан. Что будет с остальными? Об этом документ умалчивает", - сказала г-жа Хованская. По ее словам, недостаточно четко прописаны и многие другие нормы. Например, те, что регулируют вопросы коммерческого найма жилья. "Предположим, семья получила жилье по договору социального найма. Но через какое-то время ее материальное положение улучшилось, она выпала из категории малоимущих, лишившись права проживания в социальной квартире, - привела пример Галина Хованская. - Кодексом предусмотрено, что сдавать жилье в аренду могут только частники. Но что же это такое получается - людей придется выселять? Мне кажется, это неправильно. Необходимо разработать норму, которая установит правила сдачи квартир гражданам на условиях коммерческого найма не только частными домовладельцами, но также государством и муниципалитетами".
Удивил депутата и указанный в законопроекте обширный перечень документов, которые граждане должны будут собирать в случае проведения в квартире перепланировки или при переводе помещения из жилого в нежилой фонд. "Такие нюансы следовало бы урегулировать отдельными правительственными постановлениями, а не кодексом. Создается впечатление, что эти нормы писали люди, которые на согласовании перепланировок зарабатывают деньги. Другого объяснения я не нахожу", - мрачно шутит депутат.
На эту же проблему, кстати, обратила внимание и депутат Госдумы Оксана Дмитриева. Кроме того, считает она, необходимо разобраться с ограничениями, установленными на ведение бизнеса в помещениях с изменившимся статусом в многоквартирных домах. "Например, в соответствии с новым кодексом можно изменять функциональное назначение только квартир на первых этажах здания. Но ведь очень часто малый бизнес может располагаться в многоквартирном доме и на последнем этаже, при этом никак не нарушая покой жильцов", - сказала г-жа Дмитриева. Она согласилась с коллегами, что Жилищный кодекс плохо проработан - многие его нормы можно трактовать как угодно. Например, это относится к положениям, устанавливающим правила изъятия земельных участков и недвижимости для государственных и муниципальных нужд. Не указано главное - а что, собственно, под этими нуждами следует понимать.
По мнению экспертов, законодателям следовало бы разработать более четкую экономическую модель управления жилым фондом. Ведь ничего нового, по сути, не предложено. Например, размыт правовой статус старых многоквартирных домов, в которых нет ни кондоминиумов, ни товариществ собственников жилья. "В этом законопроекте многие нормы построены на том, что многоквартирные дома разделены на дома социального найма и дома, все квартиры в которых находятся в собственности жильцов, - пояснила г-жа Дмитриева. - Но ведь пока в большинстве случаев мы имеем смешанный жилой фонд, включающий в себя как частные, так и муниципальные квартиры. Как и кто будет управлять таким жильем, непонятно".
"Какие цели преследует кодекс?" - такой вопрос задал участникам заседания Иван Грачев, председатель Национального совета по оценочной деятельности. И, не услышав ответа, продолжил: "Вообще все разговоры о новом жилищном законодательстве сводятся к тому, что в жилищном секторе мало денег. Так, значит, надо привлекать в него частные инвестиции. Но для этого недостаточно сократить количество льготников вдвое. Нужны какие-то иные меры". Какие именно, бывший депутат не уточнил.