Сценарии для кронпринца и президента

Шамсудин Мамаев
7 июня 2004, 00:00

Поменяв правительство Испании, "Аль-Каида" готовит теперь смену администрации в США и исламскую революцию в Саудовской Аравии

Атака террористов в саудовском городе Эль-Хубар началась рано утром в субботу 29 мая. Четверо боевиков застрелили у здания APICorp (Arab Petroleum Investment Corporation) английского менеджера и еще пять человек. Труп англичанина бандиты привязали к машине и провезли около двух километров. Затем ворвались в здание, где располагались офисы нефтяных компаний, и убили еще четверых. А потом заняли находившийся в восьмистах метрах жилой комплекс "Оазис", где жили иностранные служащие нефтяных компаний, и захватили заложников.

Вечером саудовский спецназ попытался взять здание штурмом, но безуспешно. Ночью группа заложников совершила неудачную попытку бегства. В наказание девяти из них - итальянцу, шведу и семи гражданам азиатских стран - террористы перерезали горло. Рано утром в воскресенье сорок саудовских коммандос высадились с вертолетов на крышу комплекса. Итог операции: 22 человека погибли, а трое из четверых террористов сбежали. В руки саудовцев попал только раненый командир группы Нимр аль-Бакми.

В этот же день на одном из исламистских сайтов появилось заявление главы саудовского филиала "Аль-Каиды" Абдул-Азиза аль-Мукрина - он взял ответственность за теракт. Аль-Мукрин дал понять: он наказал саудовское правительство за то, что оно поставляет Америке "нефть по самым низким ценам, чтобы ее экономика не рухнула". Он также призвал "очистить колыбель ислама от крестоносцев" и предрек, что 2004 год будет "кровавым и несчастливым" для Саудовской Аравии.

Дьявол вышел из постели

Войну против королевского дома Саудов "Аль-Каида" начала в мае 2003 года. Саудитам было обещано суровое возмездие за то, что они не помогли Ираку в войне с Америкой. А вскоре саудовские власти объявили мусульманским террористам "тотальную войну". За последний год, согласно официальным сводкам, уничтожено или арестовано более 600 боевиков.

Однако то ли цифры завышены, то ли ряды боевиков пополняются стремительно, но активность их только растет. 1 мая они атаковали офис нефтехимической компании в Янбу. Было убито четыре иностранных специалиста. Террористы привязали труп убитого американца к машине и проволокли по улицам - такой метод запугивания иностранцев становится уже традиционным. На следующий день сразу несколько компаний объявили об отзыве своих служащих, а цены на нефть на мировых биржах взлетели до сорока с лишним долларов за баррель.

Это была первая атака террористов на саудовский нефтекомплекс, и она ошеломила власти. Кронпринц Абдулла, фактический правитель страны, выступая перед высшими госчиновниками и академиками в Джедде, поначалу даже выразил "95-процентную уверенность", что в этих убийствах виновны сионисты. Между тем очевидны совсем другие мотивы и действующие лица. За три дня до событий в Эль-Хубаре Эр-Рияд решил в одностороннем порядке увеличить поставки нефти на мировой рынок, отложив, правда, исполнение этого решения до назначенного на 3 июня саммита ОПЕК. Поэтому нынешняя цель "Аль-Каиды" ясна - не позволить Эр-Рияду сбить мировые цены на нефть, к великой радости США. Впрочем, возможно, оказать услугу саудовцы хотят не столько экономике США, сколько персонально президенту Бушу, которому, в преддверии новых выборов, остро необходимо сбить цены на бензин.

Несомненно, "Аль-Каида" будет и дальше использовать свой специфический ресурс влияния на мировую экономику и, соответственно, политику. Директор лондонского Центра изучения мировых рынков Гевин Найт утверждает, что "фактор страха" увеличивает сегодня цену на нефть на 8 долларов за баррель. А ведь террористы атакуют пока лишь офисы, а не нефтепроводы или нефтеперерабатывающие заводы, которые обеспечивают реальный поток нефти. И прекращение работы, например, тех предприятий, которые производят нефтепродукты специальных марок для американского рынка, утверждает эксперт Института международной экономики Филипп Ферлегер, приведет к тому, что их розничная цена на американском рынке удвоится.

Саудовские власти опасность осознают. Все предприятия нефтекомплекса уже находятся под усиленной охраной. Это дает некоторые гарантии от атаки извне. "Но если удар по ключевым местам будет наносить, например, человек из компании, знающий систему, то тогда до четверти саудовской нефти может исчезнуть с рынков. Таков худший сценарий. И сейчас есть много свидетельств, хотя неподтвержденных, что террористы имеют поддержку, например, внутри Национальной гвардии", - говорит Роберт Баер, автор вышедшей в прошлом году книги "В постели с дьяволом: как Вашингтон продал душу за саудовскую нефть" и бывший оперативник ближневосточного директората ЦРУ.

При таком развитии событий шансы на переизбрание Джорджа Буша станут минимальными. Своими майскими терактами в Саудовской Аравии "Аль-Каида" показала намерение повлиять на американские президентские выборы и отомстить Бушу. И вряд ли она этими терактами ограничится.

"Достоверная информация из множества источников указывает на то, что 'Аль-Каида' предпримет атаку на Соединенные Штаты в течение нескольких ближайших месяцев. Эта вызывающая беспокойство информация указывает на особое желание 'Аль-Каиды' нанести США тяжелый удар. Кроме того, после атаки 11 марта в Мадриде представитель этой организации заявил, что подготовка к атаке в США завершена на 90 процентов. Теракты на железной дороге в Мадриде создали у бен Ладена и 'Аль-Каиды' впечатление, что они привели к успеху их дела. Возможно, 'Аль-Каида' считает, что крупномасштабная атака в США этим летом или осенью приведет к таким же последствиям", - это строки из публичного заявления, с которым выступили 26 мая генеральный прокурор США Джон Эшкрофт и директор ФБР Генри Мюллер. Оно подняло новую волну паники в США.

Действительно, нынешний фактический руководитель "Аль-Каиды" Айман аль-Завахири не скрывает своих целей - содействовать свержению или смене правительств в странах, участвующих в антитеррористической операции. Отбив недавнюю широко разрекламированную совместную войсковую операцию США и Пакистана по поимке бен Ладена и других лидеров "Аль-Каиды" и "Талибана" в зоне пуштунских племен, он призвал к свержению президента Первеза Мушаррафа и грозил всяческими карами Америке. Его соратник Абдул-Азиз аль-Мукрин объявил участие в джихаде и свержение саудовского королевского правительства долгом каждого мусульманина. В этой связи уместно вспомнить, что и смена режима в Ираке осуществляется тоже не без участия "Аль-Каиды". Да и Штатам грозят терактами все с той же целью - сменить правительство.

Как показывает опыт, средство достаточно эффективное. Напомним, что мадридские теракты, произошедшие за несколько дней до парламентских выборов, привели к смене правительства в Испании. "Все опросы указывали как на неизбежную победу правящей партии подавляющим большинством голосов, так и на тот успех, которого достигло правительство за последние восемь лет в управлении экономикой и трансформации испанского общества. По всем стандартам это был действительно впечатляющий успех - создание 4,2 миллиона рабочих мест, рост экономики на 65 процентов, падение безработицы с 23 до 11 процентов. Но выборы утащил за собой иракский вопрос, по которому испанское общественное мнение было на 85-90 процентов настроено весьма враждебно", - говорит Симон Серфати, директор европейских программ американского Центра стратегических и международных исследований (CSIS). Правда, достичь такого же эффекта терактом в Америке будет нелегко - здесь у подобных событий будет совсем другой психологический контекст. Успех подобной операции может, конечно, лишить Джорджа Буша-младшего всех шансов на переизбрание, но вряд ли она убедит следующую администрацию демократов вывести войска с Ближнего Востока. Другое дело, что ни республиканцы, ни демократы не имеют представления о том, как в этом регионе себя вести.

Рухнут вместе

Белому дому так и не удалось доказать наличие какой-либо связи между Саддамом Хусейном и "Аль-Каидой". Зато сейчас эта связь бросается в глаза. Только что опубликован доклад британского Международного института стратегических исследований (IISS). Там недвусмысленно говорится о том, что вторжение в Ирак, вместо того чтобы подорвать влияние "Аль-Каиды", укрепило бенладеновскую сеть и увеличило опасность террористических атак против Запада. Сегодня одновременно и значительно возросли возможности организации как по рекрутированию добровольцев, так и по сбору денег на джихад. Все дело в том, что, "хотя половина из тридцати старших лидеров 'Аль-Каиды' и около двух тысяч рядовых членов были уничтожены или арестованы, ее ядро сохранилось". И сейчас, по оценкам института, бенладеновская сеть "имеет под своим командованием порядка восемнадцати тысяч человек, из которых примерно тысяча находится в Ираке". Последняя цифра, кстати, подтверждается также заявлениями американских военных в Ираке, которые настаивают на том, что международные террористы составляют лишь небольшую группу бойцов сопротивления.

Ячейки "Аль-Каиды" действуют, согласно западным источникам, примерно в 60 странах, посылая при необходимости своих боевиков в любую точку мира. В официальных кругах большинства мусульманских стран говорят о нарочитом преувеличении роли "Аль-Каиды" американскими и "сионистскими" СМИ.

Так, согласно публикации журнала Time, иракцы, например, абсолютно не разделяют мнения американского президента, считающего, что их страна является "центральным фронтом" в борьбе с международным терроризмом. Более того, в Ираке считают, что проблему в Ирак принесли американцы. И с этим не поспоришь.

Американцы сейчас стараются поскорее покинуть Ирак. Но проблему этим не решишь - напротив, она экстраполируется на Саудовскую Аравию и богатые нефтью эмираты Залива. И дело не столько в личных амбициях бен Ладена, сколько в том, что "Аль-Каида" хочет захватить или как минимум контролировать "арабское нефтяное оружие". И если аль-Мукрину удастся довести до победного конца свой джихад в Саудовском королевстве, то этот год окажется "кровавым и несчастливым" не только для Саудовской Аравии, но и для Америки.

Дело в том, что очень важным как для политики, так и для экономики США является постулат: королевская власть в Саудовской Аравии непоколебима, и поэтому для Штатов исламская революция здесь будет иметь куда более катастрофические последствия, чем, скажем, свержение шахского режима в Иране аятоллой Хомейни. "Между Белым домом и саудовской королевской семьей очень близкие отношения. Достаточно просто позвонить их послу и сказать: 'Послушайте, не можете ли увеличить добычу?' - и они всегда приходят на помощь. Даже если эта дополнительная нефть стоит дороже и они не могут покрыть ее себестоимость. Нефть и оборонные контракты настолько тесно связывают обе страны, что если Саудовская Аравия рухнет, то рухнут и США. Хотя, может быть, не так глубоко", - утверждает в своей уже упоминавшейся книге Роберт Баер. И делает весьма резкий вывод: "В случае серьезной исламской революции нам, Западу, придется взять эти нефтяные поля в свои руки".

Откуда берутся силы

Уже семь десятилетий лет - за исключением короткого периода введения нефтяного эмбарго в 1973-1974 годах - Саудовская Аравия является надежным стратегическим союзником США. Вплоть до первой войны в Заливе антиамериканские настроения существовали здесь исключительно в латентном виде. Антикоммунистический союз обеих стран был основан на том самом негласном договоре в области нефти и безопасности, о котором говорит Роберт Баер. Однако всегда существовала еще одна негласная договоренность, которую соблюдали обе стороны - они по мере возможности сводили до минимума свой межкультурный обмен. Американские солдаты и специалисты жили и живут в Саудовской Аравии в компаундах, в изоляции от внешнего мира, а саудовская религиозная полиция внимательно следит за тем, чтобы молодое поколение не приобретало западных привычек. Вообще либерализм здесь могут позволить себе разве что принцы, но это лишь усиливает их оторванность от общества.

Когда американская армия впервые появились здесь, саудовское общество буквально взорвалось. В ноябре 1990 года местные либералки, ободренные видом американок за рулем военных грузовиков, устроили в Эр-Рияде демонстрацию с требованием разрешить саудовским женщинам водить автомобили. Реакцию саудовских мужчин описала марокканская феминистка Фатима Мернисси: "ощущение импотенции", полного бессилия перед лицом военного и культурного вторжения Америки. Как говорят сами арабы, первое такое "культурное вторжение" породило "Аль-Каиду", а второе возродило исламский фундаментализм.

Американским военным запретили появляться за пределами военных городков, но сами эти городки стали излюбленной мишенью исламских террористов. А после иракской войны даже вывод американских войск уже ничего изменить не смог. Саудовское общество (как и любое другое арабское общество) считает, что своим вторжением в Ирак и поддержкой новых инициатив Израиля Вашингтон переступил черту.

Королевский двор пытается противодействовать бен Ладену на пропагандистском фронте, ревностно доказывает свою приверженность исламу и увеличивает финансирование религиозного (ваххабитского) образования за границей или исламской гуманитарной помощи. Но это приводит только к тому, что все больше денег попадает боевикам. По мнению экспертов, уже через три-четыре года исламская революция в Саудовской Аравии станет вполне возможной. И все сходятся во мнении, что для успешной борьбы с терроризмом необходимо лишить его питательной среды, а для этого требуется серьезная трансформация исламского общества.

Собственно говоря, таков и был план Вашингтона в отношении Ирака: американцы надеялись провести широкомасштабный эксперимент по демократизации этой страны - а затем экстраполировать опыт на другие государства региона. Но в реальности такая политика, особенно в контексте американской поддержки Израиля, привела лишь к усилению поддержки террористов.

Вообще израильская проблема очень осложняет отношения США и Саудовской Аравии. Принц Абдулла еще в сентябре 2001 года посылал в Белый дом письмо в связи с палестинским вопросом, в котором недвусмысленно предупредил американцев, что стратегические дороги их стран могут разойтись. А на встрече с Джорджем Бушем в апреле 2002 года принц выразил неудовольствие политикой кабинета Ариэля Шарона и представил свой план урегулирования палестино-израильских отношений. В результате переговоры продлились пять часов вместо запланированных двух дней, и больше руководители США и Саудовской Аравии не встречались. Как только США объявили о своей победе в Ираке, принц Абдулла попросил их вывести свои войска из Саудовской Аравии - ведь угроза со стороны Саддама Хусейна перестала существовать. Так что отношения между двумя стратегическими союзниками сейчас весьма прохладные. А в этом месяце они подвергнутся новому испытанию - на очередном саммите "большой восьмерки", который пройдет в июне в США, президент Джордж Буш намеревается представить свой новый проект по демократизации "большого Ближнего Востока". Что, если речь идет о серьезном проекте, безусловно означает новое "культурное вторжение" в саудовское общество. Вторжение, на которое оно наверняка отреагирует еще более болезненно, чем в 1990 году.

Эта программа построена по модели Хельсинкского процесса, использованного для демократизации Советского Союза и Восточной Европы. Она предполагает, что все арабские страны начнут процесс демократизации - там будут соблюдаться права личности, особенно женщин, и начнется политическая и экономическая перестройка. Проблема, однако, в том, что на Ближнем Востоке хорошо знают авторов этой программы и рассматривают их как представителей сионистского лобби в США. "Попытка американцев по израильскому сценарию учить арабов демократии может, - предупреждает Збигнев Бжезинский, - вызвать прямо противоположную реакцию". Президент Египта Хосни Мубаррак уже назвал этот план "иллюзорным" и отказался от приглашения приехать на заседание "восьмерки".

А на совершенно бесплодном саммите Лиги арабских государств, рассматривавшем этот вопрос, не было ни кронпринца Абдуллы, ни глав стран Персидского залива - все они, как сговорившись, прислали лишь своих представителей. Так что если Вашингтон, вместо того чтобы осадить Израиль и срочно перезапустить "Дорожную карту", начнет требовать демократизации Саудовской Аравии, то не исключено, что и Эр-Рияд окажется незаинтересованным в понижении нефтяных цен. Хотя, с другой стороны, вполне возможно, что именно этот "культурный вопрос" и был предметом той самой тайной договоренности по нефти между Белым домом и правительством Саудовской Аравии, о которой сейчас говорят демократы. Ибо, как показывает история, американские республиканцы, выбирая между своими нефтяными интересами и демократией, обычно всегда предпочитали первое.