Культура одного города

Культура
Москва, 07.06.2004
Культурная жизнь российских регионов порядком отличается от столичной. Свежих идей в провинции хватает - однако их нормальному воплощению мешает недостаток финансирования

В последний вечер моего пребывания в Екатеринбурге меня вез в гостиницу пожилой любознательный таксист. Очень интересовался, кто я, откуда и что делаю в этом городе. Я честно ответила, что вот, мол, журналистка из Москвы, приехала к вам, чтобы написать большую статью о культуре Екатеринбурга. Таксист выслушал мои объяснения и впал в глубочайшую задумчивость. Минуты через две спросил: "Ну что, нашли?" - "Что нашла?" - переспросила я. - "Да культуру-то?"

Разрыв между двумя российскими столицами и регионами - в том, что касается культуры, - непомерно велик. Вообще-то культурная монополярность (как следствие монополярности финансовой и административной) - свойство государств либо очень маленьких, либо очень бедных. В Штатах помимо политического Вашингтона есть интеллектуальный (от авторского кино до литературы и музыки) гигант Нью-Йорк, кинематографический Лос-Анджелес, эстетский Сан-Франциско, академический Бостон. В Канаде - тихоокеанский Ванкувер (благодаря проживанию там фантаста Уильяма Гибсона ставший маленькой меккой литературы жанра киберпанк) и франкофонный Монреаль с иммигрантским Торонто, где проходят два не последних кинофестиваля в мире. В Германии размашистый (от современного искусства и гей-парадов до знаменитого кинофеста) Берлин вовсе не отменяет ни Баварии с ее мощной киностудией, ни книжных Франкфурта и Лейпцига, ни выставочного Ганновера, ни рок-н-ролльного Гамбурга. Культурная модель в Советском Союзе тоже отличалась от нынешней: из-за его многосоставности центров было несколько, и культурно-интеллектуальные ресурсы распределялись равномернее: питерский и уральский рок, грузинский кинематограф, прибалтийский театр и т. д. Чтобы на наглядном примере проследить, как сейчас развивается культура в российских регионах, "Эксперт" решил опубликовать небольшой обзор культурной жизни города, занимающего срединную позицию между столицей и провинцией. Речь идет о Екатеринбурге - третьем (после Москвы и Питера) российском мегаполисе.

Театр

"Все идут в баню. Их в баню всех потому как послали. И будто посередь Расеи дело происходит, может, даже у меня, скажем, в таком плане, в Ебурге, который раньше был, как все москвичи говорили: 'Сверловском', ударение на 'е' и будто не от имени пламенного борца, а и будто от пошлого 'сверла', и будто тут чего-то у нас сверлят, да ничего не сверлят, говорю ответственно, у нас тут..." Это отрывок из пьесы екатеринбургского драматурга и театрального режиссера Николая Коляды "Попугай и веники".

Стиль Коляды весьма своеобразный - одни его обожают, другие не выносят. Действие его пьес происходит в основном в провинции - нищей, грязной, пьяной и мрачной - или на задворках больших городов. Далеко не каждому зрителю понравятся присущая большинству его творений социальная чернуха, странный, выморочный язык персонажей (из пьесы "Персидская сирень": "Бабец... Отчепись от меня, а? Отчепись, дурко. Захлопни пасть и топай. Заделье себе ищешь? Ну, ищи там, на улке. Ебанашка... Топай, топай, кверху попой"), режиссерская ман

Новости партнеров

    «Эксперт»
    №21 (422) 7 июня 2004
    Конкурс русских инноваций
    Содержание:
    Первые строчки истории успеха

    Мы долго ждали success story от номинантов нашего конкурса. Поэтому, когда они стали свершаться сразу после объявления списка победителей, мы этому просто не поверили

    Международный бизнес
    Реклама