"Конкуренция - это здорово!"

Спецвыпуск
Москва, 07.06.2004
«Эксперт» №21 (422)
У главы концерна "Крост" есть особый взгляд на перспективы строительного бизнеса и четкая стратегия дальнейшего развития своей компании

В середине прошлого века генеральный менеджер корпорации Ford Ли Якокка придумал одну из самых успешных с точки зрения объема продаж и прибыли модель автомобиля - Mustang. Он стал первым спортивным автомобилем, который смогли приобрести представители среднего класса. В "Мустанге" не было дорогого мощного двигателя, трансмиссии или подвески. Зато в избытке было то, что создает "спортивное настроение", - стилизованные чашеобразные сиденья, необычная отделка кузова.

Стратегия, которой придерживается московский строительный концерн "Крост", чем-то напоминает фордовскую образца 60-х. Построенные "Кростом" жилые комплексы тоже ориентированы на средний класс. И позиционирование на рынке у них "мустанговское" - никаких особо дорогостоящих излишеств в домах, но все делается, чтобы в них хотелось жить: нестандартная архитектура, удобные планировочные решения, функциональность. Это и надо покупателю. Правда, в отличие от Ли Якокки президент группы компаний "Крост" Алексей Добашин не собирается ставить производство качественного жилья на конвейер. Говорит, что сложно, да и неинтересно.

- А почему неинтересно? Казалось бы, компания должна быть заинтересована в наращивании объемов строительства, увеличении оборотов?

- Ежегодно "Крост" строит сто пятьдесят тысяч квадратных метров жилья. Каждый из наших домов индивидуален. Мы могли бы, конечно, штамповать миллионы "квадратов" по однажды отработанной технологии. Но я хочу, чтобы каждый элемент дома был красивым и функциональным. Ради этого приходится погружаться в каждый проект, затрачивать уйму времени и сил. Хлопотно, зато интересно. К тому же, мне кажется, рынок строительства в Москве больше расти не будет. Мы достигли пика.

- Это почему же?

- Потому что земли в Москве нет. По идее, высокий спрос на покупку жилья рано или поздно должен вытянуть предложение. Но не в Москве. В Подмосковье, может быть, в регионах. Но в столице заметного увеличения предложения на рынке ожидать не приходится.

- Может быть, этому мешают монополисты? Вот и президент на это намекнул в своем послании.

- Я не уверен, что можно однозначно говорить о монополии, сложившейся на строительном рынке. В чистом виде ее нет. Есть лоббирование, но это немного разные вещи. Монополия - это когда какая-нибудь компания занимает шестьдесят процентов рынка. На московском рынке таких фирм нет. Объективный сдерживающий фактор, как я уже заметил, - дефицит земли.

- И как вы намерены развиваться в таких условиях?

- Я исхожу из того, что поток инвестиций в столичное строительство вскоре сократится. Уже сейчас получение площадки под точечную застройку сопряжено с огромными затратами и множеством рисков. Мы, конечно, продолжим заниматься строительством, но попутно будем развивать другие направления. В частности, промышленное. Уже сейчас в наш концерн входит бетонный завод, деревообрабатывающее предприятие по производству оконных и дверных блоков, завод металлоконструкций, завод железобетонных изделий. Вот совсем недавно приобрели завод по производству тротуарн

Новости партнеров

    «Эксперт»
    №21 (422) 7 июня 2004
    Конкурс русских инноваций
    Содержание:
    Первые строчки истории успеха

    Мы долго ждали success story от номинантов нашего конкурса. Поэтому, когда они стали свершаться сразу после объявления списка победителей, мы этому просто не поверили

    Международный бизнес
    Реклама