"Большая восьмерка" удивительно быстро теряет вес. За пару-тройку лет она из едва ли не верховного центра мировой власти, где кулуарно принимаются важнейшие решения, превратилась в странный междусобойчик президентов для обмена мнениями. А то и для обмена демаршами. Публичная составляющая всегда имела для "семерки"/"восьмерки" большое значение, но этим летом содержательная часть саммита оказалась на редкость куцей. Распиаренный в преддверии президентских выборов в США американский же проект демократизации большого Ближнего Востока затмил собой все, что обсуждалось и не обсуждалось на встрече (единственная околовосьмерочная тема, которая могла хоть как-то конкурировать с бушевским проектом, - тема мер безопасности и заоблачных цен). Но и сам этот проект ни продуктивной дискуссии, ни даже какого-то серьезного интереса не вызвал. Интересы сторон оказались слишком различными, чтобы о чем-то можно было всерьез договориться. Обошлось без открытых конфликтов и выяснения отношений - и на том спасибо.
Администрация Буша по уши увязла в иракском, мягко говоря, болоте, остальные этого теперь словно бы не замечают - проявляют такт. Пытаются хотя бы не затруднять американцам и без того запредельно сложную задачу по нормализации ситуации на Ближнем Востоке. Хотя бы не слишком мешать Бушу переизбраться. Хотя бы не давить лишний раз на больную мозоль - не напоминать, как всем миром пытались удержать США от опрометчивого шага. Буш вроде был доволен.
У европейцев свои приятные хлопоты. Евросоюз успешно расширен. Евро уже не растет как на дрожжах, угрожая пустить ко дну стагнирующую европейскую экономику. Рабочие отношения с главным союзником по Второй мировой и холодной войне в общем и целом восстановлены. На носу утверждение общеевропейской конституции (предварительно оно намечено на конец этой недели). Не время пускаться в глубокие дискуссии по глобальным вопросам - домашние дела сегодня важнее.
Собственно, эта погруженность в свои внутренние дела (а для кого-то теперь и заморский Ирак что дом родной) и стала главной отличительной чертой нынешнего саммита. "Восьмерка" вдруг оказалась слишком большой. При всей экономической и политической взаимозависимости и культурной близости входящих в нее стран их интересы неожиданно разошлись настолько, что им всем вместе оказалось нечего обсудить. Обсудить всерьез - так, чтобы можно было принять какое-то общее стратегическое решение. Да что там решение - им даже спорить оказалось не о чем. Оказалось, что восемь наиболее развитых стран мира - это слишком много. В новом, только формирующемся мире им сложно вместе идти в одном направлении. Не говоря уже о том, чтобы идти в ногу.
Парадокс же в том, что "большая восьмерка" в то же время и слишком мала. Слишком мала, чтобы находить оптимальные решения глобальных проблем. И потому слишком мала, чтобы оставаться единой. Ведь если нельзя найти одно на всех решение какой-то большой проблемы, то нет большого смысла продолжать кучковаться. Тут самое время и разбежаться по своим делам. Недаром именно на этом саммите, пожалуй, впервые прозвучала идея, что стоило бы пригласить к участию в обсуждениях Китай и Индию. Без них уже невозможно решать ключевые проблемы современности: без обсуждения с ними не решить ни проблему Ирака и отношений Запада с арабским миром, ни проблему роста цен на нефть.
Еще совсем недавно предположение включить Китай в "большую восьмерку" вызывало у знатоков вопроса скепсис: "восьмерка"-де не просто клуб наиболее развитых и влиятельных стран мира, и даже не просто организация демократических стран, но это еще и объединение стран Запада. Потому Китаю там не место, да он и сам туда не рвется. Но вот прошло совсем немного времени, и становится очевидно: Запад един постольку, поскольку он способен адекватно отвечать на вызовы времени и покуда он может оказывать осознанное управляющее воздействие на ход мировых событий (без этого он стремительно распадется на клубы по интересам). И очевидно, что без учета позиции крупнейших развивающихся стран принимать стратегические решения Запад уже не может. Слишком велик стал вес Индии и Китая и - что еще важнее - слишком динамично они развиваются, а потому и слишком быстро меняют мир, чтобы их можно было держать на дистанции. Только включение этих стран в постоянный и плотный диалог с нынешней "восьмеркой" может сохранить G8 как влиятельный международный институт. Возможно, сами они не вполне еще к этому готовы - значит, их надо подтянуть. Как в свое время Россию включили в "семерку", что называется на вырост, так же необходимо это сделать и с Китаем, и с Индией. Жалеют ли сегодня коллеги Путина, что в свое время приняли Россию в G7?