В 1935 году Иосиф Виссарионович Сталин приказал закрыть лучшие школы в стране - по его мнению, все советские школы должны быть одинаково хороши, а выдающиеся образцы могут и навредить. Список этих образцовых школ определялся на ежегодном конкурсе, который после указа, естественно, прекратил свое существование. Почти через семьдесят лет конкурс возрожден - и мы опять можем знать лучшие школы своей страны.
Результаты конкурса 2004 года, который назывался просто - "Лучшие школы России", объявлены. Учредителем конкурса выступило Министерство образования, организатором - Фонд поддержки российского учительства. Участвовать в конкурсе могла любая школа, а проводился он в три этапа: на муниципальном уровне; на региональном, что позволяло выделить наиболее интересные и значимые учебные заведения в различных уголках России; и наконец, на федеральном. На этот этап конкурса каждый регион мог представить три образовательных учреждения. От 72 регионов было подано 190 заявок. В результате заочного тура 30 школ стали финалистами. Финальная часть конкурса проходила в Москве в рамках Российского образовательного форума. Итоги финала подвела экспертная комиссия под председательством ректора Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Министерства образования и науки Эдуарда Никитина - определила десять лучших школ страны.
Школьная картография
Если говорить о географии, то десятка лучших российских школ сосредоточилась в Европейской части России. Да и из тридцати финалистов только шестая часть - это школы из-за Урала. Если бы в рамках конкурса соревновались федеральные округа, то лавры достались бы Центральному: из десяти школ-победительниц четыре находятся в субъектах этого округа - в Белгородской, Калужской, Московской областях и в Москве. Если сопоставить список номинантов и последний рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов, представленный "Экспертом", то можно утверждать: успешные в образовательном плане школы чаще появляются в экономически успешных регионах - две трети школ-финалистов расположены в регионах из первой половины рейтинга. Бессмысленно пытаться точно определить, что здесь причина, а что - следствие: экономический ли успех толкает образование вперед, или образование делает возможными экономические успехи. Между образованием и экономикой есть и взаимосвязь, и взаимозависимость - это очевидно.
Сам список номинаций конкурса, предложенный оргкомитетом, говорит о том, что усилия школ ныне сконцентрированы в трех секторах: работа с учебным содержанием, педагогическая специализация школ и деятельность школы как общественного и социального института.
Работу с учебным содержанием представляли две номинации - "Школа педагогического поиска" и "Школа современных образовательных технологий". В этих школах апробируются новые педагогические подходы, внедряются современные технологии, активно используется дистанционное обучение, вводится информатизация и проч.
Педагогическая специализация школ - попросту говоря, это означает, какое направление работы с детьми считается приоритетным. Таких номинаций в конкурсе было пять: "Школа гражданского становления", "Школа с этнокультурным компонентом", "Школа профессиональной карьеры", "Школа успеха" и "Школа здоровья". То есть на вопрос, основы чего должны быть заложены в период школьного детства, активная современная школа отвечает набором из пяти позиций - гражданское и национально-культурное сознание, карьера, успех и здоровье.
Еще две конкурсных номинации - "Школа социального партнерства" и "Школа - социокультурный центр села" - выявляют институциональную функцию школ.
И наконец, гранд-номинация - "Школа школ", в которой заявлялись учебные заведения суперкласса.
Доминанта гуманитарности
В финале самой ответственной номинации - "Школа школ" - оказалось три гимназии: Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка г. Кирова (директор Александр Галицких), Красноярская университетская гимназия "Универс" N1 (директор Вячеслав Башев) и гимназия N56 Санкт-Петербурга (директор Майя Пильдес).
Стало быть, самые сильные школы сегодня в России - гимназии, то есть учебные заведения гуманитарно-филологического направления. В дореволюционное время гимназии были достаточно распространены в России, а в 1918 году были упразднены как несоответствующие задачам народного хозяйства и вновь появились в 90-е годы прошлого столетия. Конечно, стопроцентный гуманитарный состав "супершкол", да и явная склонность большей части списка школ-финалистов к гуманитарному подходу - это маятниковый ответ на технократический подход советской школы. Но одновременно это и серьезная заявка школьного авангарда если не на замену естественнонаучного подхода, то по крайней мере на появление равнозначно сильного гуманитарного.
Что еще, помимо гуманитарности, характерно для лучших школ страны образца 2004 года?
Насыщенность школьной среды
Каждая школа-лауреат может похвастаться богатством и разнообразием школьной среды: языковые клубы и фольклорные ансамбли; многочисленные спортивные секции и кино- (видео-, медиа-) студии; ансамбли бальных танцев и интеллектуальные клубы; театральные коллективы и компьютерные компании; театры моды и интернет-клубы - и масса еще чего, вплоть до экзотических для школ этнографических игр и высокогорного туризма. Число таких творческих объединений впечатляет. Скажем, для учеников школы N97 Ижевска (директор Ахтам Чугалаев) их 140, одних только секций по разным видам спорта 44. А в гимназии N56 Санкт-Петербурга только хоровых коллективов шесть. Причем коллективов признанных - их часто приглашают выступать на лучших концертных площадках города.
Весь этот набор школьных услуг обычно называют дополнительным образованием, по мнению педколлектива, оно должно решать разные задачи. Например, дать детям возможность попробовать себя в разных видах деятельности - поэтому и предлагаются самые разные варианты. Ставятся и воспитательные задачи. Так, челябинские школьники (директор школы Аркадий Чадин) сами делают и отвозят подарки воспитанникам детских домов. А ученики из Великого Новгорода (директор Елена Филиппова) не забудут лыжные переходы к линии обороны города в День освобождения от фашистских захватчиков. Решаются в дополнительном образовании и учебные задачи: например, можно получить реальный менеджерский опыт, участвуя в школьном самоуправлении, а оно существует в разных формах - это и советы лидеров, и лицейские думы, и советы гимназий.
Грань между основным и дополнительным образованием часто призрачна. В шахматных турнирах и интеллектуальных играх, в театральных постановках и краеведческих экспедициях формируются те способности и навыки, которые зачастую начинают играть определяющую роль в освоении обязательных предметов. Но сама по себе столь высокая плотность "дополнительного" образования - вторичного, казалось бы, и вроде бы необязательного - говорит о другом. Педагогическая наука пока не ответила на вопрос, каким должно быть новое учебное содержание. Индустриальный подход, когда ученика пичкали только готовыми знаниями, всеми признан устаревшим, архаичным - и тем не менее сегодняшняя школа вынужденно базируется именно на этом фундаменте. В лучших школах уже практикуется компетентностный подход. Какие именно компетентности потребуются человеку в будущем - там еще не знают, а потому пробуют по максимуму, ориентируясь на здравый смысл, опыт и педагогическую интуицию.
Все "дополнительное" сосредоточено в четырех зонах: мышление, деятельность, взаимодействие с другими людьми и самоорганизация (в том числе самоформирование, поиск себя, проявление себя). В сфере "дополнительного" формируют коммуникативные навыки и простейшие рефлексивные техники; "ставят" логическое мышление; "взращивают" навыки планирования и самоорганизации, способность действовать в незнакомых ситуациях, умение кооперироваться с другими людьми; учат презентировать себя в разных ситуациях; вводят исследовательские и проектные практики etc. Сам объем дополнительного образования просто кричит педагогической науке - дайте ответ о компетентностях. Наука молчит, но ситуация очень острая, поскольку через несколько лет закончится вторая - экономическая - волна образовательных реформ (первая была связана с демократизацией), и за это время должна быть подготовлена реформа содержания, а в ней ключевое место занимает вопрос о компетентностях.
Основной процесс
Как бы там ни было, основная ответственность сегодняшней школы - предметный стандарт. И лучшие школы здесь тоже активно ищут новые подходы. Основной вопрос всех педагогических изысканий - как: как учить эффективнее, как быстрее, как доходчивее, как интенсивнее.
Конструируя учебное пространство, педагог оперирует несколькими рабочими единицами: задача, время, форма, способ работы и мониторинг (в широком смысле), то есть отслеживание, оценивание, контроль. В массовой российской школе понятие "задача" размыто, так как не выделены результаты и предъявлять, собственно, нечего. Время и форма стандартизированы: класс/урок. Основной способ работы с классом - "слушай-запомни-повтори", а мониторинг сводится к оцениванию. Собственно, успешность класса этим и определяется: столько-то отличников, столько-то хорошистов, столько-то двоечников. Так же оценивается и освоение любой предметной темы: показатель успешности - оценки за контрольную работу.
В школах экстракласса с этими единицами работают по-другому. Во-первых, часть школ-лауреатов осваивает задачный способ работы, заявляет результаты, на которые работает. Так, в Вятской гимназии задача начальной школы - освоение элементарной грамотности, основной школы - функциональной грамотности, а старшей - компетентности. Сам результат, например элементарная грамотность, четко определен. Введены индикаторы, по которым отслеживается освоение задачи на разных ступенях. Под каждую задачу подбираются адекватные способы работы - тренинг, исследование, штудирование и проч.
Во-вторых, в школах-лидерах богатый набор организационных учебных форм - игры, тренинг-семинары, индивидуальные консультации, проектные сессии, конференции, семинары-практикумы, курсы, презентации, коллоквиумы, тематические дискуссии, интеллектуальные бои, групповые и индивидуальные исследования, профильные мастерские и проч. Вообще-то про все эти формы любой более или менее грамотный учитель знает. Другое дело, что в хороших школах эти формы используются не два раза в год, когда, скажем, проводят школьную конференцию, а каждый день. И педагоги в таких школах - грамотные специалисты по организации коммуникативных и коллективных форм работы.
В-третьих, в школах-победителях ученики изучают не только общеобразовательные предметы, но и дополнительные - частью они обязательные (по усмотрению школы), частью - по выбору самого ученика. А выбирать есть что - от отдельных курсов до выбора профиля (как правило, гуманитарного или естественнонаучного) и предлагаемой школой специализации. Школьник сам выстраивает свой индивидуальный учебный план, называться он может по-разному - индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальная образовательная программа, не это важно. Важно, что ученик, сначала под руководством консультантов или тьюторов, а потом и самостоятельно постепенно учится выстраивать свое образование, относиться к нему как к собственности.
Образовательное лицо
У каждой из школ-лауреатов свое лицо. И создает его та педагогическая концепция, которую создают и реализуют учителя.
Концепт, на котором базируется деятельность Боровской школы (директор Инесса Харитонова, Калужская область) - ноосфера, то есть пространство, объединяющее человечество. Педагогическая надстройка над теорией Вернадского выражена особыми педпрактиками и особой моделью педподдержки, основные характеристики которой - целостность, экологичность, гармоничность. Ноосферных школ в России всего-то десяток, потому, наверное, они столь тесно взаимодействуют и между собой, и с научными организациями. С Российской академией естественных наук (она осуществляет научное руководство), с Красноярским научно-методическим центром "Ноосферная школа", с Обнинским центром эколого-эстетического образования. Особый подход проявляется во всем - от школьного здания XIX века до учебной мебели (и парты, и конторки); от специфики преподавания (через все возможные каналы восприятия) до этно-экологических праздников и экологических исследований школьников с мало понятными стороннему человеку темами типа "Лихеноиндикация чистоты воздуха" или "Рекреационные изменения особо охраняемых природных территорий".
У челябинской школы N89 свой "конек" - информационное обеспечение образовательного процесса, на что и работает школьная научно-практическая лаборатория. Связка "учебные требования-преподавание-ученик" реализуется за счет модели "учебный план-электронный учебник-электронный мониторинг". Педагоги переструктурировали учебный план, введя по каждой предметной теме целевые категории: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Сделали модели электронных учебников по математике, русскому языку, физике, и др. Учебники межпредметные, с методическими рекомендациями и анимационным сопровождением. В систему школьного мониторинга помимо учебных показателей входят еще и валеологические, и психологические характеристики как отдельных учеников и учителей, так и учебных групп. У педагогов, таким образом, появился управленческий инструмент в электронном виде: в любой момент можно видеть динамику по предмету, по отдельной теме, по ученику, по классу, по коллективу в целом и по разным характеристикам. Результаты не заставили себя ждать - рост успеваемости, и абсолютный, и качественный, высокие показатели по единому государственному экзамену и победы на олимпиадах.
Кстати, в целом с информационной культурой у наших лучших школ не все хорошо. Уже начали активно использовать электронные тесты, медиаучебники, поисковые работы в Интернет. А вот сайты или хотя бы странички в Интернете есть только у трети финалистов. Проблем с этим нет только в номинации "Школа школ".
Сложность объекта
В арсенале каждой школы-победительницы есть те находки, которые она считает принципиальными: темп обучения, образовательное пространство, скрытое содержание (школьный уклад), учебная мотивация, интегративные образовательные экспедиции и проч. Эти элементы, как правило, технологизированы и несекретны, напротив, педагоги охотно про них рассказывают. Их в принципе можно переносить в другие школы, но ответить на вопрос, нужен ли этот трансферт, - сложно. Для того чтобы перенос был эффективен, требуется системное представление о школе. А с этим проблемы даже у финалистов.
В какой-то мере претендовать на системность могут, пожалуй, только школы гранд-номинации. Как говорит Майя Пильдес, директор гимназии N56 г. Санкт-Петербурга, "мы крайне заинтересованы, чтобы вокруг нас было как можно больше самобытных и успешных школ. Все, чего мы достигли, чему научились, все технологии мы отдаем другим школам - берите, учитесь". И учатся другие школы, и берут, уже много лет. Но чтобы стать столь же успешными, школам надо воспроизвести все пространство работ гимназии.
Для начала определиться с внешними целями и задачами: на что школа работает, какие результаты на выходе, где эти результаты будут потребляться.
Затем - определить основные содержательные идеи. В гимназии N56 их семь: построение школьного мира на принципах педагогики успеха; введение в содержание образования перспективных изменений; наличие эмоционально-привлекательной воспитывающей среды; творческая самореализация личности; психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение индивидуального развития ребенка; развитие школы как целостной системы; доступность качественного образования максимальному числу потребителей.
В красноярском "Универсе" базовые идеи другие: возрастной подход в обучении, воспитании, управлении; развивающее обучение (по Эльконину-Давыдову); права человека; здоровье человека (профилактика дидактогенных заболеваний); институциональный путь изменений.
Затем отстраивается пространство реализации. И этой работы мало не покажется. Нужно зафиксировать основные рабочие процессы, в которых, собственно, вся педагогика и будет. И вся сложность проявится: материал, последовательность-параллельность, сами формы/способы, связи, мониторинг и проч. Помимо этой, почти инженерной работы должны быть учтены очень тонкие психологические вещи - в школе детям должно быть интересно, увлекательно, радостно.
И все это сложное пространство должно быть обеспечено ресурсами. В школе у Пильдес и Центр дополнительного образования, и Служба педагогического аудита, и Психолого-педагогический медико-социальный центр. То есть школа стала этаким образовательным холдингом.
В Красноярске вообще уникальный случай: Институт психологии и педагогики развития (ИППР) является структурным подразделением гимназии. То есть не школа при институте действует, а институт при школе специально создан, и все научные сотрудники занимаются не только научными исследованиями и разработками, но и педпрактикой. ИППР - это некий аналог в школе буржуйских R&D Dpt - Research and Development Department.
Гимназия "Универс" сотрудничает еще с Красноярским университетом и Психологическим институтом Российской академии образования. В гимназии создан экспертно-аналитический совет. Ресурсный центр "Ступени" реализует кадровые программы для педагогов и менеджеров образования Красноярского края. "Универс" - один из организаторов всероссийской конференции "Педагогика развития", которая проводится уже одиннадцать лет. Сложно? Сложно.
Предмет особого внимания во всех лучших школах - кадровая работа. В московской гимназии N1518 (директор Марина Фирсова) в кейс педагогической профессии кроме преподавательской специализации входят: менеджерская (менеджер проектной и исследовательской деятельности учащихся); консультационная (консультант индивидуальной образовательной программы ученика по профильному обучению) и исследовательская. В целом же сводный список квалификаций лучших педагогов сегодня таков: психолого-педагогическая, предметно-преподавательская, управленческая, исследовательская, организационная, коммуникативная и проектная. А помимо этого еще и более узкие специализации по отдельным образовательным или иным технологиям. Педвузы этих квалификаций не дают; ведомственные структуры повышения квалификации тоже не лучшие помощники, вот передовые школы и вынуждены сами выстраивать кадровые программы, привлекая для этого экспертов, отнюдь не только из образования, и специалистов по персоналу.
Про уроки конкурса
На входе в десяток школ появились бронзовые таблички, свидетельствующие о том, что эта школа - лучшая. Что еще имеем в итоге? Если тщательно проанализировать прошедший, практически полугодовой, конкурсный марафон, вынести, наверное, можно немало полезных уроков. Четыре понятны уже сейчас.
Урок первый. Для организаторов. Конкурс - нужное и правильное дело. Но свою основную задачу - сделать общим достоянием опыт лучших школ страны - он не выполнил. Может, пока не выполнил. Кто наблюдал за ходом конкурса? Кто вообще ходит на образовательные форумы и выставки? Да на 99% люди, к образованию причастные. Часть профессионального педагогического сообщества теперь, конечно же, об этих школах знает. Но ведь не такая задача ставилась. Кто знает в лицо и по фамилии директоров лучших школ страны? Почему на центральных телеканалах (не на всех, хотя бы на одном) не были представлены эти школы? Почему всерьез познакомиться с ними нельзя было даже в Интернете? Наконец, почему лучшие школы России чествовали не в лучших залах страны?
Урок этот, собственно, в том, что ничто само по себе общественным достоянием не становится. Его таковым нужно делать.
Урок второй. Может, не очень принципиальный, но жизненно важный. И для организаторов тоже. Не из-за денежного приза школы участвовали в конкурсе. Но призовой грант в сто тысяч рублей для победителя в номинации маловат. Что школе делать со ста тысячами? Обустроить одно офисное место, с ПК, сканером, принтером и модемом? Или прибавить каждому педагогу к отпускным по тысяче рублей? Все знают, за какие гроши работают учителя. Все знают, какими неимоверными усилиями директора привлекают в школы внебюджетные средства. И все знают, как мало хороших школ в стране. Так, может, изначально стоит делать призовой фонд столь весомым, чтобы победитель мог развернуть глубокие комплексные разработки и эксперименты; или оснастить всю школу необходимым оборудованием; или запустить кадровые программы.
Урок третий. Для шестидесяти пяти тысяч российских школ. Если ваша школа претендует быть в числе первых, то к себе надо предъявлять как минимум четыре требования:
- школа должна демонстрировать не только достижения учеников, педагогов и всего коллектива, но и внятные, измеряемые результаты своей деятельности;
- в школе должны внедряться инновационные технологии, оказывающие эффективное влияние на развитие, воспитание и социальную мобильность учеников и педагогов и успешность школы в целом;
- в школе должен быть полный набор условий - от финансовых до инфраструктурных. (Никто, по крайней мере в ближайшие годы, такой пакет для школ создавать не будет. Важнейшее из условий - профессиональный рост учителя. Простой приход в школьное образование грамотных, думающих людей (желательно молодых и мужского пола) тоже нужно организовать. Да не обидятся уважаемые мною пожилые учительницы, неужто мы взаправду думаем, что достойное молодое поколение способны вырастить коллективы исключительно престарелых дам);
- современная школа не может быть закрытой. Она должна быть встроена в современные образовательные сети и взаимодействовать с государственными органами, научными школами, бизнесом, общественными и культурными организациями, политическими структурами. И, как показывает опыт лучших школ, рациональнее выстраивать это взаимодействие проектным способом.
Урок четвертый. Для субъектов образования и образовательных политиков. Конкурс закончен, проделана огромная работа и организаторами, и участниками. Какие результаты получены, а какие еще предстоит получить? Ведь школы предъявили огромную образовательную мозаику - из содержательных, технологических, управленческих и прочих фрагментов. Кто и как соберет из этих полезных наработок целостные конструкции в школьном образовании - чтобы результатами конкурса могли воспользоваться тысячи школ и миллионы учеников и родителей.