Современная школа России

Общество
Москва, 14.06.2004
«Эксперт» №22 (423)

Лев Семенович Выготский, когда ему было чуть больше тридцати, в "Педагогической психологии" писал, что педагогика - "это гавань погибших кораблей". В ней нашли пристанище люди, не состоявшиеся в других, более динамичных областях профессиональной деятельности. В ней нашли пристанище те, кто и не притязал на большие высоты, не рисковал. С тех пор прошло больше семидесяти лет, но, к сожалению, мало что изменилось.

Задавал Выготский и вопрос о том, кого мы хотим видеть у штурвала школы: отчаянного (или доброго, или преданного) путешественника, движимого порывом сердца, либо профессионального капитана, строящего и реализующего проект, старательно изучающего лоции, подбирающего команду, проверяющего судно и т. д.

С нашей точки зрения, современная школа России должна быть ориентирована на ответственность за результаты и технологический профессионализм. Прежде всего, профессионализм в управлении. Парадокс состоит в том, что, несмотря на очевидно более сложную природу педагогической деятельности по сравнению со всеми остальными, мы до сих пор оперируем представлениями ста-, двухсот- и даже трехсотлетней давности. Мы пользуемся архаикой управленческой мысли. Мы до сей поры в области управления школой не можем пройти этап, аналогичный "революции белых воротничков". Мы не можем отчетливо сформулировать конкретные результаты своей работы. Мы пробуем. Трудность состоит в том, что эти результаты завязаны на длительные технологические циклы, минимальный из которых составляет четыре года (одна ступень образования).

Общественное отношение к школе строится по принципу амбивалентного конфликта. С одной стороны, безусловное почитание, даже боязнь школы. С другой стороны, в нас видят "людей почти святых, но часто малокомпетентных - пусть занимаются чем хотят, лишь бы нашим детям было хорошо". Обучение - тяжелый труд, и уровень профессионализма учителя должен быть предельно высоким. Сложность подготовки учителя, с нашей точки зрения, также должна быть оценена по достоинству. Все это, к сожалению, очень дорого стоит.

Современная школа России - это, прежде всего, гуманитарные исследования и разработки, а также их технологическая и материальная база. В какую школьную жизнь войдут дети, в такой жизни они и будут жить. Если мы хотим, чтобы наши дети жили в прошлом - можно оставить школьный конвейер и школьное оборудование без изменений.

Современная школа России - это, прежде всего, управление по результатам и точные экономические расчеты. Идеальным можно считать случай, когда человек в ответ на вопрос: "Что ты сделал?" - демонстрирует не то, что он делал, а какой результат он получил и сколько этот результат стоил.

Современная школа России - это, прежде всего, современные учителя. С нашей точки зрения, идеально, когда учитель ведет и практику преподавания, и собственные исследования, и собственные разработки в области психологии и педагогики развития, предметного и надпредметного обучения детей, управления школой. Для нас современный учитель - это также человек, способный

Новости партнеров

«Эксперт»
№22 (423) 14 июня 2004
Кризис на межбанковском рынке
Содержание:
Операция "Страх"

Нынешний кризис рынка МБК носит явно рукотворный характер - деньги у банков есть, они просто перестали делиться ими друг с другом. В отсутствие четко сформулированных критериев деятельности надзорных органов российские банкиры ждут новых точечных репрессий и замораживают взаимное кредитование

Международный бизнес
Экономика и финансы
Общество
Реклама