Ситуация в Южной Осетии вновь резко обострилась. Цхинвали в одностороннем порядке готов прервать переговорный процесс и все отношения с Тбилиси. Президент самопровозглашенной республики Южная Осетия Эдуард Кокойты выдвинул ряд заведомо неприемлемых для грузинской стороны условий, только после выполнения которых он якобы сядет за стол переговоров. Так, Кокойты настаивает на том, чтобы Тбилиси признал геноцид осетин во время военных событий 1989-1992 годов и выплатил ущерб, оцениваемый цхинвальскими властями более чем в 30 млрд рублей - причем по ценам того времени.
О геноциде и речи быть не может, говорят в грузинской столице, была война, в которой стороны понесли примерно одинаковые потери, было несколько чудовищных преступлений, совершенных как грузинскими, так и осетинскими боевиками. "Если же взять количество беженцев, покинувших родные места именно из-за войны, то у грузинской стороны в этом плане небольшое печальное преимущество", - сказали корреспонденту "Эксперта" в министерстве по делам беженцев. Не согласны в Тбилиси и с выставленным счетом по экономическим убыткам.
Однако Цхинвали выдвинул именно эти условия, и если он будет упорствовать в требовании их выполнить, то и без того буксующий процесс урегулирования конфликта может прерваться.
Российские пенсии больше грузинских
Тем временем в самой зоне конфликта разбушевались серьезные страсти. По соглашению, достигнутому на состоявшемся в начале июня заседании Смешанной контрольной комиссии, грузинская сторона взялась восстановить железнодорожное сообщение между столицей неподконтрольного региона и остальной страной. Деньги на это дело выделил Евросоюз. Цхинвали, в свою очередь, гарантировал безопасность рабочим. Однако завершить работы по восстановлению поврежденного участка полотна не удалось. По словам одного из рабочих, тут появилась какая-то вооруженная группа, и работы пришлось свернуть. "Это были люди из Цхинвали. Говорили на русском языке, посоветовали уйти по-хорошему..." - рассказал он корреспонденту "Эксперта".
Куда более серьезные последствия мог вызвать другой инцидент. В районе села Эредви, где дислоцированы подразделения грузинских внутренних войск, охраняющие автодорогу, недавно проложенную в обход Цхинвали и соединяющую селения Лиахвского ущелья, внезапно появилось около десяти автомобилей с осетинским спецназом. Все попытки грузинской стороны привлечь внимание российских миротворцев оказались тщетными. "С командующим 'голубыми касками' генерал-майором Святославом Набздоровым удалось связаться только на рассвете, после того как осетины уже ушли. Что им было нужно? Провокация. Малейшее неосторожное действие могло привести к самым тяжелым последствиям. Если миротворцы не изменят своего отношения к своей же миссии, то впору ставить вопрос не только об отзыве Набздорова, но и вообще о выводе контингента из зоны конфликта", - говорит Михаил Карели, уполномоченный президента Грузии в регионе Шида Картли, куда географически входит Южная Осетия.
Когда же стало известно, что грузинским властям не удается воплотить и другую задумку - обеспечить население непризнанной республики пенсиями, стало ясно, что оптимизм по поводу скорейшего урегулирования конфликта несколько излишен. Президент Михаил Саакашвили, распорядившись обеспечить жителей Южной Осетии выплатами независимо от национальности, подчеркнул: "Известно, что почти все они получают пенсии из России. Мы этому препятствовать не будем - у людей будут пенсии и из Москвы, и из Тбилиси". Однако цхинвальские власти рассудили иначе. Руководитель комитета по информации и печати Южной Осетии Ирина Гаглоева заявила "Эксперту": "Нашим жителям подачки из Тбилиси не нужны".
На деле это выразилось в том, что жители непризнанной республики, согласившиеся получать до 20 лари (около 10 долларов) от Тбилиси, оказались перед угрозой потери российских выплат, в среднем в три-четыре раза превосходящих грузинские. "Нам известна позиция цхинвальских властей, оказывающих серьезное давление на жителей, чтобы они отказывались от пенсий, муки, минеральных удобрений. Но нам хорошо известно и то, что нас в регионе ждут", - заявил министр социальной защиты Владимир Чипашвили.
Аджарские аналогии
Стремление властей непризнанной республики свести к минимуму отношения с Тбилиси даже в гуманитарной сфере свидетельствует о том, что они опасаются повторения здесь аджарских событий. "Там тоже началось с поставки удобрений в горные районы", - сказал "Эксперту" сотрудник южноосетинского правительства.
Определенные совпадения действительно налицо. В Аджарии перекрыли въезд Михаилу Саакашвили, в Южной Осетии - его жене Сандре Рулофс. После неудачных переговоров глава Аджарии Аслан Абашидзе взорвал мосты, соединяющие автономию с остальной Грузией, и отказался от контактов с центральными властями. Эдуард Кокойты также отказался от идеи восстановления железнодорожного сообщения с остальной страной и от переговоров. Оба искали поддержку в Москве. Но если Абашидзе манипулировал очень старым Карским договором, согласно которому Россия является гарантом автономии Аджарии, то Кокойты пытается ставить вопрос о вхождении Южной Осетии в состав России. Пока, правда, безуспешно.
И наконец, оружие. Согласно информации спецслужб, Абашидзе основную часть вооружений приобрел именно в последние месяцы своего правления. Теперь о крупных поставках оружия в сепаратистский регион говорит премьер-министр Грузии Зураб Жвания. По его информации, буквально на днях в Цхинвали прибыла автоколонна примерно из 150 машин с огнестрельным грузом (российская сторона эти сведения категорически опровергла).
Президент Саакашвили на появившееся сообщение реагировал привычно непринужденно. "Абашидзе тоже завез современное оружие. Теперь оно находится на вооружении грузинской армии. Я рад, что приобретенные цхинвальскими властями автоматы и 'Иглы' ожидает та же участь. Но никакой войны не будет, как бы этого кому-то ни хотелось. Глупости остались в девяностых, и мы их не повторим", - заявил президент.
Легче законсервировать
Тбилиси отлично понимает серьезность сложившегося положения вещей. Отнюдь не случайно после ряда резких заявлений представителей властных структур государственный министр по урегулированию конфликтов Гиоргий Хаиндрава выступил с предложением немедленно провести очередное заседание Смешанной контрольной комиссии в рамках урегулирования грузино-осетинского конфликта в Москве. "Определенные силы блокируют миротворческий процесс, участились провокации. На предстоящем заседании нужно обсудить методы политического урегулирования, как снять напряженность", - заявил министр. Но что Тбилиси готов предложить неподконтрольной автономии, кроме пенсий и удобрений? Ведь разница между Аджарией и Южной Осетией очевидна. В первой, несмотря на серьезные противоречия с центром, сепаратистские настроения отсутствовали начисто.
Однако у Тбилиси есть шанс решить южноосетинскую проблему в свою пользу. "Регион за годы независимости сильно обнищал. Сельское хозяйство здесь испокон веку малорентабельно. Немногочисленные предприятия разорены. Подавляющее большинство населения сводило концы с концами благодаря контрабандной перепродаже товаров, мощным потоком идущих из России, - рассказал в беседе с корреспондентом 'Эксперта' представитель тбилисского Центра развития и сотрудничества политолог Паата Закареишвили. - Но центральные власти за последние недели практически полностью перекрыли пути проникновения контрабандных товаров, закрыли рынок в Эргнети, где в основном эта продукция реализовывалась. Теперь здесь рады любой помощи. Кроме того, центральным властям непременно следует принять закон о реституции, вернуть осетинам утерянное имущество или компенсировать его. И самое главное - всерьез задуматься о статусе Южной Осетии, о конституционном устройстве всей страны, если хотите. После ноябрьской революции прошло не так уж мало времени, однако серьезных разговоров на эту тему власти пока не поднимали. Если Тбилиси удастся заинтересовать Цхинвали политическими предложениями, реализовать программу гуманитарной и экономической 'экспансии', то внутренний взрыв против сепаратистского режима станет попросту неизбежен. А без этого будем иметь то, что имели, - законсервированный конфликт, малорезультативные переговоры".
Тбилиси