В названии работы француженки Коринны Куле мерещится легкая сенсационность; однако всяк ожидающий от "СМИ в Древней Греции" фоменковского жонглирования историей или хотя бы маклюэновско-бодрийяровского хлесткого парадоксализма, может не утруждаться чтением. Куле, хоть и поминает во введении именно что Маклюэна, задачи реализует куда более локальные.
А именно - пытается посмотреть на всю совокупность древнегреческой культуры (классического по преимуществу периода) под единым углом - коммуникаций. И рассмотреть таким образом, пусть бегло, все то, что в гуманитарных вузах растаскивают обычно по разным курсам и дисциплинам. Историю греческой письменности - и историю полисов. Юриспруденцию с судебной системой - и театр. Афинскую демократию с политической механикой - и взаимоотношения греков с иноземцами. "Илиаду" с "Одиссеей" - и картографию. Дорожно-морские коммуникации с технологиями доставки новостей - и риторику.
Выходит, разумеется, галопом по Элладе, но добротно (факты-цитаты-ссылки) и доходчиво, лекторским усвояемым языком. Вполне годно к употреблению теми самыми студентами-гуманитариями в качестве калорийной прибавки к программе.
Читателю же праздному у Куле недостанет, видимо, именно того, чего и обязаны избегать любые учебные пособия: обобщений и параллелей с современностью. Не то чтобы стоило сопоставлять греческих профессиональных "общественных обвинителей"-сикофантов и профессиональных же спичрайтеров-софистов с политтехнологами или сравнивать статус метека (иноземца, постоянно проживающего в полисе) с непрописанным столичным жителем. Но неожиданных идей, ради которых стоило бы коллекционировать такой букет фактуры, все-таки маловато. Право, то, что в Древней Греции уже собран был ДНК всей позднейшей Европы или что коммуникация есть главнейший механизм формирования цивилизации, - констатации чересчур очевидные. На уровне грамотной дипломной работы.