Органы опеки не справляются с возложенными на них задачами

Общество
Москва, 21.06.2004
«Эксперт» №23 (424)

Органы опеки и попечительства руководствуются нормами регионального законодательства и действуют разрозненно. Каждый - дует в свою дуду. Власти на местах могут заниматься устройством детей в семьи, а могут и не заниматься. Где-то государственный контроль осуществляется, где-то - нет. В одних регионах на это выделяются деньги из бюджета, в других - не выделяются. Где-то существует банк данных детей-сирот, где-то - нет. Кто-то принял законы о патронатном воспитании и семейно-воспитательных группах, кто-то - нет.

Так, в Москве и Санкт-Петербурге органы опеки приписаны к муниципалитетам, то есть выведены из-под государственного контроля и финансируются из муниципального бюджета. Размер финансирования от общественности скрывается: ни в одном из шести муниципалитетов, куда обратился "Эксперт", этой суммы не назвали, заявив, что раскроют ее только прокуратуре. В одном муниципалитете сообщили, что бюджетных денег хватает на организацию летнего отдыха детей-сирот, подарки к Новому году, экскурсии и проведение праздников. Выделять больше средств "на детей" неинтересно по той простой причине, что муниципалитет - орган выборный и ему выгоднее заниматься, скажем, ремонтом скамеек и посадкой цветов. Почему? Потому что самый активный электорат - пенсионеры - обязательно это отметит и на следующих выборах проголосует за тех же депутатов.

Уполномоченный по правам ребенка в Москве Алексей Головань определил работу местных органов опеки и попечительства как "бедствие":

- При городских муниципалитетах всю работу по защите прав ребенка выполняют, как правило, четыре-пять специалистов - из расчета один специалист на пять тысяч детского населения. Работа у этих людей нервная и неблагодарная: выявление и учет детей, нуждающихся в государственной защите, защита неимущественных и имущественных интересов детей, профилактика жестокого обращения с детьми; социальный патронат над семьей, лишение родительских прав, изъятие ребенка из семьи при угрозе его здоровью и жизни, устройство детей на воспитание. Размещать детей в семьи некогда, а иногда и некому. В принципе у каждого органа по опеке и попечительству должен быть план обучения и повышения квалификации всех сотрудников, должна наличествовать картотека потенциальных приемных родителей, открыты курсы для принимающих родителей. Нужна также комиссия по вопросам приемного воспитания, в состав которой входят квалифицированные и опытные специалисты, родители, воспитывающие приемных детей, бывшие воспитанники таких семей и представители власти. Но ничего этого нет. Руководители муниципалитетов не проявляют заинтересованности в сохранении опытных кадров и живут по принципу: "Можете уходить, придут другие". Специалисты меняются чуть ли не каждый год, а сами службы не лицензированы.

Департамент образования Москвы не может повлиять на работу муниципальных органов опеки и попечительства. Тем временем, чтобы улучшить жизнь сирот в детдомах, город предложил департаменту образования пилотный проект - доставлять еду в детские учреждения в

Новости партнеров

«Эксперт»
№23 (424) 21 июня 2004
Выборы в европарламент
Содержание:
Интеграционная апатия

Результаты первых после расширения ЕС выборов в Европарламент стали холодным душем для политиков-еврооптимистов. Избиратели показали, что их истинные чувства по отношению к евроинтеграции - безразличие или недовольство

Реклама