Все те же

28 июня 2004, 00:00

Фотобиеннале-2004, пережившее свой пик в мае, дожило до чемпионата Европы до футболу и продолжилось выставкой "Гол" в Московском Доме фотографии. Выставка делится на две части: историческую и актуальную. Историческая - это снимки из собрания трех поколений спортивных фотографов - Николая, Марии и Евгения Волковых. Вокруг них - лучшие футбольные снимки из архива Reuters, к которым каждый день (по крайней мере, так было задумано) прибавляются все новые и новые картинки с нынешнего чемпионата.

Моменты, которые снимали несколько десятков лет назад, не слишком отличаются от тех, на которые охотятся фотокорреспонденты сегодня: фантастические прыжки вратарей, спонтанные, почти балетные па-де-де, дурацкие курьезы вроде спущенных трусов и экстремальный миманс. Только заснятые когда-то прыжки и столкновения кажутся куда более уникальными. И не потому, что нелепая на сегодняшний вкус футбольная форма, вратарские кепки-аэродромы и какие-то сиротские стрижки - все это уже самое настоящее ретро. Старые снимки показывали футбол и футболистов так, как их редко удавалось тогда увидеть. Крупные планы, виды, открывающиеся из-за штанги, - все это было уделом немногих и становилось достоянием простых смертных благодаря тем самым фотокорреспондентам.

Сегодняшние фотоснимки лишились этого привкуса уникальности: мы и без них завалены крупными планами игроков и игровых ситуаций. Не только благодаря все более и более изощренным способам телевизионных трансляций, позволяющим режиссерам показывать нам корчащихся на траве дядек в самых головокружительных ракурсах. Этих крупных планов хоть отбавляй в рекламных роликах, в которых все те же и они же пьют пепси, водят дезодорантами по торсам, испытывают на прочность кроссовки, агитируют за безопасный секс и исполняют коронные удары по мячу, на наших глазах превращающемуся в эмблему MasterСard.