Они проснулись

Александр Механик
обозреватель журнала «Эксперт»
28 июня 2004, 00:00

Профсоюзы, полностью отвергая правительственные предложения по монетизации социальных обязательств, оказались в прямой оппозиции власти - впервые за все время путинского президентства

Последние инициативы правительства по реформе социальных услуг и монетизации льгот вывели профсоюзные объединения страны из многолетней спячки. Самое крупное из них - Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) провела акции протеста по всей стране. Протест не задался, по крайней мере, никакого сравнения с бурными девяностыми.

Тем не менее у российских профсоюзов в отсутствие реальной политической оппозиции теоретически есть все шансы стать влиятельной силой в обществе. Весь вопрос в том, достает ли существующим профобъединениям ресурсов и желания выполнять свою главную функцию - защищать интересы трудящихся перед работодателями и государством? И что вообще представляют собой сегодня российские профсоюзы?

Отчуждение от закона

С советских времен руководители профсоюзов привыкли считать себя частью госаппарата. И сейчас, в совершенно других условиях, они по-прежнему пытаются исполнять столь привычные им функции посредника между работниками и государством. Урегулирование же отношений между работниками и работодателями - эта низовая работа - дается нашим профсоюзам значительно хуже. Но есть в чем упрекнуть и самих работников: недовольные своими профсоюзами, они зачастую выбирают самый простой путь - покидают их, не пытаясь изменить ситуацию.

Российские профсоюзы, как утверждают в Институте сравнительных исследований трудовых отношений, существуют в условиях депривации. Этим иностранным словом, которое переводится как "отчуждение, лишение", описывается ситуация, когда вроде бы есть все элементы, необходимые для нормального функционирования системы трудовых отношений, - есть законы и организации, призванные следить за их выполнением, то есть суды, прокуратура и т. д., но воспользоваться всем этим работники не могут. Прокуратура игнорирует нарушения законов, даже когда профсоюзы обращают на это ее внимание; суды принимают неправосудные решения; когда же принимаются правильные решения, то они не выполняются. Ясно, что в таких условиях профсоюз оказывается бессмысленным. Собственно говоря, именно на этой почве и возникают такие дикие формы протеста, как голодовки - эти акты отчаяния и саморазрушения, к слову, пришли из тюремной жизни. Опасность такой формы протеста, как говорит представитель Международной конфедерации свободных профсоюзов (МКСП) в России Вадим Борисов, в том, что люди, готовые к саморазрушению, готовы и к разрушению.

В момент распада Советского Союза в Федерации независимых профсоюзов России состояло около 60 млн человек. Сегодня -около 39 млн человек (это данные самой ФНПР, скорее всего, сильно завышенные), они объединены в 43 отраслевых профсоюза и 78 региональных федераций. Следует заметить, что другие профобъединения - Всероссийская конфедерация труда и Конфедерация труда России, в первые годы своего существования противопоставлявшие себя "бюрократам" из ФНПР, - так и не смогли перехватить членскую базу традиционных профсоюзов. Во многом это объясняется тем, считает ведущий сотрудник Института сравнительной политологии РАН Александр Кацва, что первые лидеры альтернативных профсоюзов довольно быстро нашли свой интерес в других областях деятельности - во власти, в бизнесе. А функционерами ФНПР как были, так и остаются профессиональные профсоюзные работники.

Российские законы дают профсоюзам серьезные полномочия по представлению интересов работников. Администрация предприятия обязана заключать коллективный договор, второй стороной которого должен выступать профсоюз или другие представители трудового коллектива. Вот почему многие компании пытаются создать свои корпоративные профсоюзы - и договариваться уже с ними. Нередко случается так, что защитниками прав российских рабочих вынуждены выступать международные профсоюзные организации. Например, по поводу забастовки на "Норильском никеле" с письмом к президенту Владимиру Путину обратился генеральный секретарь МКСП Гай Райдер - он написал, что неуважение компании к международным принципам социального диалога нанесет ущерб ее имиджу и перспективам развития. На "Норникеле" намек поняли и отступили. А "ЛУКойл" решил подстраховаться заранее - и подписал соглашение о сотрудничестве с Международной федерацией работников химической промышленности, энергетиков, горняков и разнорабочих. Строго отслеживают соблюдение трудовых стандартов и в ВТО, так что профсоюзный вопрос, после того как Россия туда вступит, может стать головной болью для многих российских предпринимателей.

Трехсторонняя комиссия - в стороне

Самой удачной сферой деятельности российских профсоюзов является социальное партнерство, особенно в рамках трехсторонних комиссий (ТСК). Само принятие Закона о ТСК профсоюзы считают своим важным достижением, ведь он обязал правительство заключать с профсоюзами и объединениями предпринимателей генеральное соглашение, регулирующее основные вопросы социальной политики в стране.

И тут опять надо вспомнить зловещее слово "депривация". Внося последние предложения по социальной политике, правительство пренебрегло и законом, и генеральным соглашением, и самой трехсторонней комиссией и передало в Думу пакет социальных законов без каких бы то ни было консультаций с профсоюзами.

Профсоюзных лидеров не устроила не только процедура представления пакета новых законов, но и их содержание. Предложения правительства в социальной сфере можно подразделить на три части. Первая - это льготы и социальная поддержка пенсионеров и ветеранов - предусматривает монетизацию этих льгот. Вторая касается зарплаты работников - правительство предлагает отменить тарифную сетку для большинства категорий бюджетников. Третья часть - отмена минимальной оплаты труда. Как сказал корреспонденту "Эксперта" заведующий отделом социальных гарантий ФНПР Андрей Черкасов, опасения профсоюзов связаны с тем, что одномоментное введение такого количества новаций, при котором на региональные власти сваливается необъятное море обязательств, может оказаться для этих властей неподъемным. По мнению профсоюзов, правительство к ранее заявленным проблемам упорядочивания регионального и местного управления и монетизации льгот искусственно и без должной проработки привязало массу других проблем в сфере трудовых и бюджетных отношений, образования, здравоохранения. В 2005 году, когда все эти новации должны начать действовать, в социальной сфере может возникнуть хаос.

Если рассматривать проблему монетизации льгот, то профсоюзы, во-первых, в недоумении от того, что направленные в Думу законопроекты принципиально не соответствуют ранее рассмотренным на заседании правительства. Во-вторых, считают они, перевод ответственности за монетизацию льгот на субъекты федерации, имеющие очень разные финансовые возможности, обрекает пенсионеров на заведомое неравенство в зависимости от места проживания. И это, по мнению профсоюзов, противоречит фундаментальным основам российской Конституции. То же самое относится и к зарплатам бюджетников, за которые теперь будут отвечать регионы. Отказ от единой тарифной сетки и другие поправки в трудовое законодательство означают, по мнению председателя профсоюза работников образования и науки Галины Меркуловой, что федеральные власти не просто перекладывают ответственность на регионы, они отказываются от государственной поддержки всей бюджетной сферы. В первую очередь образования и здравоохранения. Наконец, пакетом законов предусмотрен отказ от гарантий по минимальной оплате труда - а это обязательство, считают профсоюзы, содержится в Конституции.

Получается, что профсоюзы фактически полностью отвергают правительственные предложения в социальной сфере, - впервые за время путинского президентства они оказались в тотальной оппозиции власти. На "круглый стол" в Государственной думе, посвященный обсуждению предложений правительства, ФНПР представила аналитическую записку, которая заканчивается словами: "Логика данного законопроекта навевает грустные размышления о том, что мы движемся по пути приближения к перуанско-колумбийскому варианту развития событий".