Общий цифровой дом

В начавшемся процессе конвергенции - слиянии различных информационных платформ - компания Intel делает ставку не на конкретные технологии, а на обеспечение их взаимодействия

- Вы не против, если мы включим диктофон?

- Нет, если он цифровой.

Крейг Баррет, главный исполнительный директор Intel, интересуется всем, что может работать с "цифрой" - телефонами, фотоаппаратами, ноутбуками, персональными компьютерами, и только этим. С каждым годом его компания становится все более диверсифицированной: если раньше Intel производила только процессоры, то теперь занимается развитием технологий беспроводной связи и пытается совместить в едином "цифровом доме" устройства, которые раньше считались несовместимыми. Одна из главных идей компании - создать суперкомпьютер, способный объединить множество устройств для обработки гигантских объемов информации. Это позволит систематизировать знания и сделать колоссальный шаг в развитии информационного общества.

Идея объединить человечество на базе информационных технологий влияет и на бизнес-стратегию, которую исповедует теперь Intel, - не конкурировать, а вместе работать.

- Сегодня одна из самых популярных в области информации тем - это конвергенция технологий. Каждая технология претендует на то, чтобы стать новой платформой и подтянуть на себя другие. Например, медиамагнат Руперт Мердок считает, что будущее - за интерактивным телевизором, а не за компьютером. А как думаете вы?

- Я думаю, что неправильно говорить о каком-либо устройстве, которое может победить. Тот, кто говорит, что победит интерактивное телевидение или компьютер, не понимает сути: устройства должны взаимодействовать и быть совместимыми друг с другом. Конвергенция будет базироваться на межоперационном взаимодействии различных устройств. Конечно, телевизионщики будут говорить, что победит ТВ, производители компьютеров - что компьютеры, а Nokia, например, уверена, что мобильник будет новой платформой конвергенции. Но это неверный подход: им надо работать вместе, а не соревноваться. Недаром группы, разрабатывающие проект цифрового дома, пытаются совместить телеприемники, телефоны, компьютеры разных производителей.

- Насколько для вас актуальна проблема контента, ведь сейчас многие технологические компании заключают союзы с производителями контента?

- Важен и контент, и его распространение. Intel работает со всей контент-индустрией последние лет шесть по главной для нас теме - защите прав производителей, копирайту. Но речь идет не только о производителях, но и о том, что люди не должны бояться пересылать через Интернет музыку, фото. Ведь конвергенция по сути дала возможность любому потребителю самому с помощью цифровых записывающих устройств, фото- и видеокамер производить контент и распространять его.

- Давайте поговорим о новой стратегии Intel. Пару лет назад СМИ писали, что компания сменила приоритеты - теперь она ориентирована не столько на увеличение мощности процессоров, сколько на сетевые решения. Это дань конвергенции?

- Не уверен, что понимаю, о чем вы говорите. Мы до сих пор ориентированы на компьютеры, хотя много занимаемся проблемами конвергенции. Ориентация на платформы - я бы так назвал нашу сегодняшнюю стратегию. Говоря об ориентации на платформы, я имею в виду технологию Intel Centrino для мобильных ПК (новая технология, которая позволяет увеличить время автономной работы ноутбука в среднем до пяти-шести часов и предоставляет возможности беспроводной связи. - "Эксперт"), которую мы представили на рынке в марте прошлого года. Если сейчас она является основой только для мобильных устройств, то в будущем должна будет объединить в себе и процессор, и чипсет (устройство, координирующее работу нескольких цифровых приборов), и возможности беспроводной связи. Возможно, Centrino станет центральной технологией в цифровом доме.

- Каковы, по-вашему, перспективы платформы Wintel - союза компаний Microsoft и Intel? Не собираетесь ли вы укреплять ваш союз с Microsoft, например, создать совместное предприятие или венчурный фонд?

- Intel и Microsoft во многих областях работают очень тесно, но есть и области, где мы работаем друг против друга. В любом случае мы работаем не только с Microsoft, но и с другими поставщиками - например, Linux, Hewlett-Packard. Что касается венчурного фонда... Поймите, нам сложно самим продавать свой товар конечному потребителю. Наши клиенты - люди, продающие товары потребителю. Так что наша задача - работать с большим количеством поставщиков систем, но не быть вовлеченными вовнутрь. Мы не можем создать венчурный фонд или предприятие с Microsoft и потом конкурировать с другими нашими клиентами.

- Как вы оцениваете инновационный потенциал российского рынка?

- Он развивается очень быстро и разносторонне. Стремительно развивается рынок компьютеров и сотовых телефонов, растет доля беспроводной связи. И мне кажется, что Intel может предложить России свои технологии беспроводной связи - я имею в виду WiMAX (технология, позволяющая увеличить зону действия беспроводной компьютерной связи от антенны до 20-30 километров. - "Эксперт"). Ведь Россия - очень большая страна, и население сильно рассеяно по ее территории. В таких условия WiMAX будет незаменима.

- Последние пять лет на российском рынке ожидался инновационный бум. Как вы думаете, он уже начался?

- Трудно сказать. У России очень хороший научный потенциал, так что на рынке может появляться все больше и больше изобретений. Но если говорить об IT-рынке, то он международный. Он не имеет каких-либо национальных черт, ведь любое изобретение становится мировым достоянием. Компьютеры в России нисколько не отличаются от компьютеров в Китае, они даже используют одинаковое программное обеспечение. Россия может лишь увеличить долю собственных инноваций на международном рынке.

- Собирается ли Intel использовать таланты российских инженеров?

- Да. В компании уже работают пятьсот российских ученых, а недавно мы объявили о приеме на работу еще пятисот. Все они примут участие в исследованиях, которые будут проводиться в России. Однако плоды их работы появятся на международном рынке, а не только на российском.

- Вы утверждаете, что технологические предпочтения едины для всех стран?

- Нет, в разных странах - разные предпочтения. Так было и так будет всегда. В Японии предпочитают ноутбуки, что можно легко объяснить: здесь маленькие дома и офисы, поэтому настольные компьютеры для них малоприемлемы. Но в принципе они используют те же компьютеры, что используют в Америке, или здесь, в Москве. Они все построены по единым стандартам.

- Но едва ли в России идея цифрового дома будет так же популярна, как в Японии...

- Это всего лишь вопрос времени. Такие вещи зависят во многом от технологической подготовленности стран. Именно степень распространенности технологий и сетевой инфраструктуры среди населения влияет на степень внедрения новых технологий. К примеру, у нас, в Америке, сильно распространен высокоскоростной доступ в Интернет и другие виды компьютерной связи. В России такая инфраструктура пока развита очень слабо (у нас лишь 13 процентов населения являются владельцами компьютеров и только 2 процента имеют высокоскоростной доступ в Интернет. - "Эксперт"). Но рынок развивается очень-очень быстро, так что и в Россию скоро придет цифровой дом. Intel, например, проводит здесь кампанию под названием "Мощный компьютер в каждый дом", в рамках которой в вашей стране уже продано несколько десятков тысяч компьютеров.

Кроме того, на степень внедрения технологий может и должно влиять правительство. Например, обучать детей работе на компьютерах, открывать компьютерные классы. И это наиболее эффективный способ внедрения технологий, поскольку дети не боятся нового, как боимся его мы - старики.

- Вы собираетесь лоббировать это в России?

- Я могу попытаться это предложить. Но в целом могу вам сказать, что правительства не очень-то любят заниматься долгосрочными инвестициями. У них на уме прежде всего выборы, отсюда - популизм. Единственная страна, где принимается программа развития на ближайшие лет двадцать-тридцать, - это Китай. Например, они хотят поднять за это время уровень своих научно-исследовательских университетов до американского. И это вызывает большой интерес крупных международных компаний.

- Можно ли создать и в России такую же крупную компанию, как Intel, и что для этого нужно?

- Intel создавалась в шестидесятые годы с целью коммерциализации компьютерных достижений. И появилась она как раз в то время, когда начался период миграции технических достижений из одной производственной сферы в другую. Предприятия, занятые в этом секторе рынка, растут очень быстро. И если в России появится компания, которая будет проводить исследования и стараться совместить достижения из разных областей - она очень скоро станет достаточно крупной.