Из-под земли достанут

Русский бизнес
Москва, 05.07.2004
«Эксперт» №25 (426)
Прессу вновь выселяют из Московского метрополитена. Еще пара месяцев - и рынок распространения рухнет, а за ним посыплются и издатели

"Наше предприятие поставлено на грань выживания. Попробуйте выжить, если у вас отобрали треть выручки", - генеральный директор КМПП "Метрополитеновец" Михаил Литвинов возмущенно разводит руками. Его компанию, занимающуюся распространением печатной продукции в Московском метрополитене, закидали предписаниями немедленно ликвидировать торговые точки в радиусе 25 м от станций метро. Аналогичные требования "на основании решения Межведомственной антитеррористической комиссии (МАК)" в течение июня получили и другие распространители.

Хотя и мэр Москвы, и его заместитель неоднократно заявляли, что никакого принудительного выселения киосков и лотков, распространяющих печать, не будет и никакого поручения по ликвидации торговли в метро никто не давал, столичные власти продолжают атаки на распространителей. За последние несколько недель они почти обрушили рынок распространения возле метро, а через него в Москве идет около 70% всех продаж прессы.

На первый взгляд может показаться, что особой проблемы нет. Чего проще - переноси свою торговую точку на 25 метров и продолжай себе торговать. Но практически сделать это невозможно. Во-первых, некуда точку ставить - все вокруг застроено. К тому же переселяют из метро не только прессу, но и других торговцев, всех их надо куда-то растолкать. Во-вторых, отнести торговлю от метро, как утверждает Михаил Литвинов, "фактически то же самое, что поставить точку где-нибудь в гараже". Всего-то 25 метров в сторону, а место уже небойкое, если же точка приносит менее трех тысяч рублей в день, она нерентабельна - и предприятие само закроет ее. Сокращается количество точек - сокращаются доходы компаний-распространителей. Резко падают продажи - разбегаются продавцы, которым платят с выручки. "А чтобы вырастить одного продавца, который в состоянии заниматься минимальным продвижением продукции, требуется несколько месяцев", - объясняет Михаил Литвинов.

Проигрывают и издатели - тиражи ежедневной прессы уже резко пошли вниз; один "Московский комсомолец" провалился почти на 30%. В июне перестал распространяться ряд журналов - в условиях полной неопределенности распространители могли заказывать за неделю газеты, но не журналы, заявку на которые надо подавать за месяц. В скором времени ситуация может сложиться так, что читатель либо останется без своей газеты или журнала, либо вынужден будет искать их по городу - в тех же крупных универсамах, например. Но туда люди попадают вечером, а газеты покупают утром, по дороге на работу. Значит, читателей станет меньше, что опять-таки скажется на тиражах.

Распространители же будут стремиться к максимальной рентабельности. Издателям и раньше было крайне сложно уговорить их взять малоизвестный продукт. При сегодняшнем раскладе у новых изданий шансов засветиться вообще не остается. "Потеряв до 20 процентов оборотов, мы станем убыточными и вынуждены будем расстаться с нерентабельными изданиями, сегодня это 137 наименований из 700, продаваемых нами. Пока что у жителей Москвы есть возможность выбора, мы н

У партнеров

    «Эксперт»
    №25 (426) 5 июля 2004
    Денежная политика сша
    Содержание:
    Деньги будут дорожать

    Повышение учетной ставки в США знаменует окончание эры дешевых денег. В ближайшие годы стоимость денег во всем мире будет расти

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    Культура
    На улице Правды
    Реклама