Из-под земли достанут

Анастасия Дедюхина
5 июля 2004, 00:00

Прессу вновь выселяют из Московского метрополитена. Еще пара месяцев - и рынок распространения рухнет, а за ним посыплются и издатели

"Наше предприятие поставлено на грань выживания. Попробуйте выжить, если у вас отобрали треть выручки", - генеральный директор КМПП "Метрополитеновец" Михаил Литвинов возмущенно разводит руками. Его компанию, занимающуюся распространением печатной продукции в Московском метрополитене, закидали предписаниями немедленно ликвидировать торговые точки в радиусе 25 м от станций метро. Аналогичные требования "на основании решения Межведомственной антитеррористической комиссии (МАК)" в течение июня получили и другие распространители.

Хотя и мэр Москвы, и его заместитель неоднократно заявляли, что никакого принудительного выселения киосков и лотков, распространяющих печать, не будет и никакого поручения по ликвидации торговли в метро никто не давал, столичные власти продолжают атаки на распространителей. За последние несколько недель они почти обрушили рынок распространения возле метро, а через него в Москве идет около 70% всех продаж прессы.

На первый взгляд может показаться, что особой проблемы нет. Чего проще - переноси свою торговую точку на 25 метров и продолжай себе торговать. Но практически сделать это невозможно. Во-первых, некуда точку ставить - все вокруг застроено. К тому же переселяют из метро не только прессу, но и других торговцев, всех их надо куда-то растолкать. Во-вторых, отнести торговлю от метро, как утверждает Михаил Литвинов, "фактически то же самое, что поставить точку где-нибудь в гараже". Всего-то 25 метров в сторону, а место уже небойкое, если же точка приносит менее трех тысяч рублей в день, она нерентабельна - и предприятие само закроет ее. Сокращается количество точек - сокращаются доходы компаний-распространителей. Резко падают продажи - разбегаются продавцы, которым платят с выручки. "А чтобы вырастить одного продавца, который в состоянии заниматься минимальным продвижением продукции, требуется несколько месяцев", - объясняет Михаил Литвинов.

Проигрывают и издатели - тиражи ежедневной прессы уже резко пошли вниз; один "Московский комсомолец" провалился почти на 30%. В июне перестал распространяться ряд журналов - в условиях полной неопределенности распространители могли заказывать за неделю газеты, но не журналы, заявку на которые надо подавать за месяц. В скором времени ситуация может сложиться так, что читатель либо останется без своей газеты или журнала, либо вынужден будет искать их по городу - в тех же крупных универсамах, например. Но туда люди попадают вечером, а газеты покупают утром, по дороге на работу. Значит, читателей станет меньше, что опять-таки скажется на тиражах.

Распространители же будут стремиться к максимальной рентабельности. Издателям и раньше было крайне сложно уговорить их взять малоизвестный продукт. При сегодняшнем раскладе у новых изданий шансов засветиться вообще не остается. "Потеряв до 20 процентов оборотов, мы станем убыточными и вынуждены будем расстаться с нерентабельными изданиями, сегодня это 137 наименований из 700, продаваемых нами. Пока что у жителей Москвы есть возможность выбора, мы не хотели бы их этой возможности лишать, но нам самим выбора просто не оставляют", - говорит гендиректор "Южного агентства печати" Светлана Барсукова.

Свои потери распространители постараются переложить на чужие плечи - читательские и издательские. У издателей при таком раскладе тоже два варианта - либо срочно искать альтернативные пути распространения, либо повышать цену, а скорее всего - делать и то и другое одновременно. Ведь сегодня у разных изданий на продажи в метро приходится от 15 до 70% тиража. Читатель же пострадает в любом случае - ему придется либо дольше искать, либо больше платить.

Кто от этих переселений может выиграть? Например, "Мосгортранс", который сейчас повсюду ставит свои киоски. Как только прекратится торговля с лотков, сразу же оживится торговля в этих киосках. Сами распространители уверены, что снесут не все точки, останутся, мол, те, что ходят под милицией. Есть у них и такая версия - работают конкуренты. Как рассказал "Эксперту" один из распространителей, в последнее время активно пропагандируются автоматы по продаже периодических изданий. Возможно, продвигающая их компания пытается таким образом убрать "ручников". Но выиграют ли от этого читатели - большой вопрос. В автомат можно заложить всего 50 экземпляров газет, на торговую точку завозят 200. В автомате семь-восемь наименований изданий, а на лотках - более 250. Как бы издатель ни повышал качество своей продукции, через автоматы больше, чем с лотков, не продать.

Московские власти своими действиями подрывают экономические основы существования свободных СМИ в России. После встречи с Джорджем Бушем на недавнем саммите "большой восьмерки" Владимир Путин заявил, что "в России надо создать такие условия для СМИ, чтобы они могли опираться на собственную экономическую базу. Пресса может быть свободна только тогда, когда она независима финансово". Пока же чиновники среднего звена делают все, чтобы лишить печатные СМИ этой финансовой независимости. Ведь падение тиражей ударит по главному ресурсу экономической самостоятельности прессы - способности привлекать рекламу.