Арахнофобия

Культура
Москва, 05.07.2004
«Эксперт» №25 (426)

Первый "Человек-паук", снятый Сэмом Рейми - в прошлом автором культовых ужастиков и интеллектуально-жанровых смесей, а ныне профессиональным штамповщиком комиксовых блокбастеров, - до сих пор занимает первое место в списке стартовых финансовых рекордов всех времен.

Что ж, Рейми хорошо усвоил урок собственного провалившегося некогда в прокате "Человека Тьмы" - его первой попытки взяться за крупнобюджетный кинокомикс. В обоих "Пауках" нет уже ни двойных смыслов, ни киноцитат, ни неоднозначных героев, ни хороших актеров, ни мрачных финалов. Наоборот - налицо оптимистическое подростковое бодрячество, здоровая социальная мораль и школьная мелодрама. Правильный ясноглазый Тоби Магуайр в роли застенчивого очкарика, бегающего на досуге по стенам и побеждающего зло, и давно покончившая с детским упыризмом ("Интервью с вампиром") Кирстен Данст в роли объекта долгих спайдерменовых взглядов и робких поцелуев.

В этом смысле "Человек-паук-2" - идеальный сиквел: в нем абсолютно все то же самое, что и в "Пауке-1", только возведенное в степень. То есть герой еще более стеснителен в обычной ипостаси и еще более всемогущ в "паучьей", мелодрама еще надрывней, морализаторство еще занудней.

В принципе уже и первый фильм не был на самом-то деле комиксовым боевиком - а был именно что образчиком голливудского соцреализма "для детей и юношества". Сиквел же в этом отношении и вовсе умиляет - ведь Спайдермен своего злобного супротивника в итоге не убивает. Он его - перевоспитывает. Чтобы тот, осознав собственные ошибки, почти героически погиб в процессе борьбы с их последствиями.

Голливудский кинокомикс - вообще лакмус. Потому что именно этот жанр сейчас главный в самой мощной кинопроизводящей индустрии планеты. За последние годы его стилистика инфицировала жанры смежные, заставляя выкраиваться по комиксовым лекалам (инфантилизация, отказ от психологизма и пренебрежение логикой, нежелание и неумение рассказывать историю - подменяемую набором кичевых броских картинок) и боевики, и сказки (см. "Властелина колец", который прикидывается эпосом, на деле являясь комиксом). Соответственно, то, что торжествует в комиксе сегодня - завтра победит в Большом Голливуде вообще.

Еще недавно режиссеры с авторскими амбициями (а Рейми, безусловно, из их числа), берясь за комиксовые проекты, прекрасно осознавали стыдновато-глуповатый примитивизм самого жанра. И по мере таланта компенсировали врожденные жанровые минусы авторскими бонусами: прихотливо играли с густой готической или нуарной атмосферой, добивались визуальной изощренности. Порой это давало отменные результаты - первые два "Бэтмена" Тима Бертона, "Ворон" и "Город Тьмы" Алекса Пройяса. Однако финансовым чемпионом породы - а значит, эталоном и законодателем мод - становится "Человек-паук", глупость и примитивизм не то что не маскирующий, а напротив - гипертрофирующий и выпячивающий. Так что от следующего поколения блокбастеров стоит ожидать, пожалуй, еще меньше связности и смысла.

У партнеров

    «Эксперт»
    №25 (426) 5 июля 2004
    Денежная политика сша
    Содержание:
    Деньги будут дорожать

    Повышение учетной ставки в США знаменует окончание эры дешевых денег. В ближайшие годы стоимость денег во всем мире будет расти

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    Культура
    На улице Правды
    Реклама