О системных рисках

Разное
Москва, 05.07.2004
«Эксперт» №25 (426)

Болеть за своих, когда их обижают иностранцы, - естественно. По одному этому странно, как мало сочувствия увидело от сограждан российское правительство, дважды за неполную неделю получившее иностранные плюхи - плюхи разной увесистости, но от равно известных глобальных организаций.

МВФ обошелся с нашей экономической властью совсем сурово, причем не только по содержанию, но и по форме. Обычно миссия фонда публиковала свой доклад, предварительно согласовав его с нашим правительством. В этом году доклад в предварительном виде был представлен главой миссии, и этот доклад - при подчеркнутой благожелательности тона - разгромен.

По мнению МВФ, хотя "в краткосрочном плане" экономическое положение в России продолжает улучшаться, макроэкономическая ситуация ухудшается (базовая инфляция не сокращается; реальная зарплата растет быстрее производительности труда; профицит бюджета - при таких поступлениях от нефтянки - недостаточен), структурные слабости финансовой системы не преодолеваются, Банк России чрезмерно борется с укреплением рубля, а действия правительства, сокращающего налоги и увеличивающего расходы бюджета, лишь умножают риски. К тому же явно усиливаются противоречия между различными мерами экономической политики. Что же до намерения власти использовать деньги из стабфонда на покрытие дефицита по пенсиям, то оно не лезет ни в какие ворота. Какое там еще удвоение ВВП? И речи быть не может!

Через несколько дней с докладом об экономике России выступил и Мировой банк. Этот доклад помягче, критика надежнее уравновешена комплиментами, но тоже весьма тревожна. На пресс-конференции главного экономиста российского представительства МБ Кристофа Рюля через фразу поминались риски - не уменьшающиеся, а то и растущие. Помимо претензий к денежно-кредитной и бюджетной политике, во многом совпадающих с докладом МВФ, Мировой банк высказал обеспокоенность по поводу проводимой у нас административной реформы. Отозвавшись с большой похвалой о начатой реорганизации правительства, доктор Рюль высказал опасение, что реформа может завязнуть. Прежде всего из-за недостаточности информации о ней: "Даже те, кого реорганизация затрагивает, не имеют понятия о том, что происходит". (Будучи вежливым человеком, доктор Рюль не сказал вслух, что трудно доходчиво разъяснять людям "цели, задачи и стратегию реформы", если и цели, и задачи, и стратегия продолжают разрабатываться по ходу дела.) Рискованным выглядит и отсутствие адекватного финансирования такой реформы: по оценке МБ, на нее должно быть истрачено никак не менее двух миллиардов долларов, но правительство ни о чем подобном пока не сообщало (и не скоро сообщит: видный чиновник из МЭРТ сказал "Ведомостям", что ему "не известна оценка затрат на реализацию административной реформы").

Существенно повышает неопределенность, а значит, и риски "дело ЮКОСа": пока неизвестно, изолированный это случай или системный, "движение краткосрочного капитала" неизбежно будет не слишком благоприятным для России. Между тем позиция властей в этом дел

У партнеров

    «Эксперт»
    №25 (426) 5 июля 2004
    Денежная политика сша
    Содержание:
    Деньги будут дорожать

    Повышение учетной ставки в США знаменует окончание эры дешевых денег. В ближайшие годы стоимость денег во всем мире будет расти

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    Культура
    На улице Правды
    Реклама