Мейнстрим для соборности

Культура
Москва, 12.07.2004
«Эксперт» №26 (427)
В российский прокат выходит первый отечественный блокбастер - "Ночной дозор". Создатели фильма намереваются побить Голливуд его же оружием

На последнем Московском кинофестивале главная интрига заключалась вовсе не в борьбе конкурсных фильмов друг с другом - куда более интригующим оказалось сопоставление картин, участвующих в открытии и закрытии ММКФ. Фестиваль, начавшийся с международного мегахита "Kill Bill-2", завершился отечественным "Ночным дозором"; причем еще неизвестно, которое из этих двух событий вызвало больший общественный резонанс. Российский блокбастер впервые попытался противостоять американскому; победить не победил - все же силы слишком неравны, - но, по крайней мере, выглядел вполне достойно.

Похоже, у отечественного кинематографа, долгое время довольствовавшегося жалким продпайком, когда пределом мечтаний было получить от государства деньги на съемку и, допустим, не провалиться на "Кинотавре", просыпается зверский аппетит. Год назад "Возвращение" продемонстрировало, что мы способны создать квинтэссенцию современного европейского арт-кино. Однако, захватив Европу, мы не остановились - и решили замахнуться на святая святых, на великий и неприступный Голливуд. "Ночной дозор", спродюсированный Первым каналом, оказался самым амбициозным проектом нынешней российской киноиндустрии. Режиссер картины - один из главных деятелей отечественной рекламы Тимур Бекмамбетов - решил победить Америку ее же оружием - фантастикой. Изрядно перелопатив популярнейшее произведение культового Сергея Лукьяненко, он создал некий аналог "Матрицы": за привычной реальностью в "Ночном дозоре" скрываются глубинные пласты, судьбы человечества вершат светлые и темные силы, вампиры торгуют на рынке свининой и поют в группе "Блестящие", положительные маги разъезжают на аварийках и в прошлом являются советскими замминистрами. При этом Голливуд мы воспроизводим не за счет сопоставимого бюджета - "Ночной дозор" стоил всего четыре миллиона долларов, что даже для нас отнюдь не рекорд (примерно в такую же сумму обошелся, например, каждый из "Антикиллеров"), - а за счет амбиций и умелого обращения со стилями и технологиями: столь ловкое сочетание клипового реактивного монтажа, современных спецэффектов и хитроумного product placement для нас пока что в новинку. О том, какой он видит ситуацию в российском кино, "Эксперту" рассказывает режиссер "Ночного дозора" - Тимур Бекмамбетов.

- Вы пришли из рекламной сферы. На Западе такой путь в большое кино - явление очень распространенное. Чем полезен рекламный опыт для кинематографа?

- Занимаясь рекламой, ты находишься все время в процессе, у тебя есть постоянный контакт со зрителем. Ты потребляешь наркотик общения с большой аудиторией. Когда потом ты делаешь большое кино, ты так или иначе ориентируешься на это свое ощущение, целью для тебя является контакт со зрителем, а не просто производство тонн кинопленки.

- То есть реклама избавляет режиссера от излишней элитарности?

- Скорее от излишней самоуглубленности. Ты сталкиваешься с самыми разными авторами, с новыми идеями, технологиями, актерами, операторами. Это очень живой процесс. В кино ты год готовишься, полгода

Новости партнеров

«Эксперт»
№26 (427) 12 июля 2004
Банковский кризис
Содержание:
Досрочный август

Если Центральный банк не занимается активным рефинансированием растущей экономики, то банковский кризис становится лишь вопросом времени. Это время пришло

Разное
Международный бизнес
Наука и технологии
Общество
Реклама