Первого июля правительство РФ в целом одобрило подготовленную Центробанком и Министерством финансов "Стратегию развития банковского сектора на 2004-2008 гг.". Открывая заседание, премьер-министр Михаил Фрадков заявил, что он считает необходимым поддержать доверие населения к банковской системе страны. "'Стратегия' должна быть ориентирована на достижение устойчивости банковской системы, недопущение кризисных ситуаций у отдельных субъектов рынка", - заявил премьер.
Для обеспечения устойчивости российской банковской системы ЦБ и Минфин предложили, в частности, ввести требование по размеру собственного капитала в объеме не менее 5 млн евро для банков, которые будут открываться с 1 января 2007 года. Кроме того, предлагается повысить уровень достаточности капитала (соотношение капитала и активов) с нынешних 2 до 10%. Для банков с капитализацией менее 5 млн евро эта норма начнет действовать с 2005 года, а с 2007 года будет распространена на все остальные банки.
Обеспечить устойчивость банковского сектора и не допустить развитие кризисных ситуаций должны усиленная система банковского надзора и целый ряд мер, направленных на повышение прозрачности банковской системы. В частности, будет разработан проект закона, согласно которому банки должны будут раскрывать своих реальных акционеров, а не номинальных хозяев, как сейчас. Кроме того, появляется понятие "недобросовестные акционеры", к которым могут применяться различные меры воздействия - от административной ответственности до запрета на приобретение крупных пакетов акций кредитных организаций.
Михаил Фрадков сказал, что банковская система должна решать задачу трансформации сбережений в инвестиции в реальный сектор экономики. "Стратегия" предусматривает создание системы кредитных бюро и бюро регистрации залогов движимого и недвижимого имущества.
Премьер-министр также обратил внимание на необходимость повышения конкурентоспособности российских банков в условиях интеграции в мировую финансовую систему. В "Стратегии" есть интересная идея и по этой проблеме: Минфин предлагает установить запрет на открытие в России филиалов иностранных банков. Этот запрет, по словам министра финансов Алексея Кудрина, может быть отменен через семь-восемь лет, а пока иностранные банки смогут работать на российском рынке как дочерние предприятия.
По мнению авторов "Стратегии", реализация предусмотренных в ней мер позволит к 2008 году увеличить активы банковского сектора с нынешних 42 до 56-60% ВВП. Совокупный капитал, который на начало этого года составлял около 6% ВВП, к 2008 году возрастет до 7-8% ВВП. Кредиты реальному сектору экономики вырастут с сегодняшних 18 до 26-28% ВВП.
Впрочем, по итогам заседания "Стратегию" в очередной раз отправили на доработку, чтобы учесть ряд замечаний. "В последнее время наблюдается рост вкладов населения в кредитных организациях, и эту тенденцию необходимо закрепить", - посоветовал, в частности, Михаил Фрадков.
На следующий день в стране случился банковский кризис.
Лестница, ведущая вниз
Первым звонком, как известно, стал отзыв 13 мая банковской лицензии у Содбизнесбанка по беспрецедентной для российского рынка причине - за неисполнение "федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Банка России, а также неоднократное нарушение требований закона 'О противодействии легализации (отмыванию) доходов'". Возможно, это событие и не оказало бы большого влияния на рынок, но глава Федеральной службы по финансовому мониторингу (ФСФМ) Виктор Зубков, комментируя решение Центробанка, неосторожно заявил, что у его ведомства имеются аналогичные претензии еще примерно к десятку банков. Для паники этого было более чем достаточно. По рынку моментально распространилось множество вариантов "черных списков". На банки, фигурирующие в этих списках, моментально закрывались кредитные лимиты, вкладчики начали забирать из них деньги.
Первым в конце мая рухнул "Кредиттраст", который то ли имел большой пакет акций "Содбизнеса", то ли сам ему принадлежал - никто толком этого не знал. Тем не менее к началу июня "Кредиттраст" был вынужден объявить о приостановке платежей. 21 июня рейтинговое агентство Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) отозвало рейтинг надежности у банка "Кредиттраст", а также приостановило рейтинги банков "Диалог-оптим" и "Павелецкий".
Еще в разгар страстей вокруг Содбизнесбанка и "Кредиттраста" в СМИ промелькнуло сообщение о якобы происходящей выемке документов в Гута-банке, но оно не подтвердилось, и общественность об этом благополучно забыла. Однако, как выяснилось, не забыли банки - в конце мая на "Гуту" были закрыты практически все кредитные лимиты. Около месяца банк исправно выполнял свои обязательства, опираясь на собственные средства и финансовую поддержку промышленных предприятий, входящих в группу "Гута", но к началу июля денежные резервы иссякли, и в пятницу 2 июля начали поступать сообщения о появлении у Гута-банка проблем с обслуживанием расчетов. Выходные несколько разрядили ситуацию, но уже к вечеру понедельника 5 июля Гута-банк прекратил обслуживание клиентов. На следующий день в некоторых СМИ появилась информация о том, что "есть проблемы" и у Альфа-банка. 7 июля около всех банкоматов в Москве выстроились длиннющие очереди владельцев кредитных карт, желающих снять наличность. В кассах коммерческих банков клиентов записывали на получение наличности на три дня вперед.
Тем временем глава Центробанка Сергей Игнатьев, замглавы банковского комитета Госдумы РФ Павел Медведев и другие госчиновники наперебой заверяли общественность, что в банковской системе все хорошо, никакого банковского кризиса нет и быть не может, поскольку для него нет никаких макроэкономических предпосылок. Таких предпосылок действительно нет - доходы бюджета растут, золотовалютные резервы страны увеличиваются, цены на нефть - основа российского благосостояния - остаются на высоком уровне. Тем не менее причин для кризиса предостаточно.
Урок психологии
Первая из них - чисто психологическая. И речь идет не о том, что, как заявляли в последнее время многие госчиновники, наше население "неадекватно" реагировало на решение ЦБ относительно Содбизнесбанка. Как раз наоборот: люди реагировали в высшей степени адекватно. Ведь в сознании подавляющего большинства простых россиян еще с 1998 года укрепилась четкая формула "все банкиры - воры". И когда власти столь красноречиво принялись "наводить порядок в банковской системе", народ сделал вполне закономерный вывод, что теперь начнут сажать если не всех банкиров подряд, то как минимум каждого второго. И опасаясь из просто вкладчиков превратиться в "обманутых вкладчиков", начали забирать из банков деньги.
Люди, более близкие к российским экономически реалиям, тоже сделали свои выводы из поведения властей. Специалисты хорошо помнят, каким образом зарабатывался первоначальный капитал подавляющего большинства банков в 90-х годах. Основных путей было два. Первый: обслуживание бюджетных денежных потоков. Понятно, что такие привилегии давались далеко не каждому и не за красивые глаза. Так что если власти вдруг начнут припоминать старые коррупционные дела, то многим банкам не поздоровится. Второй: обслуживание денежных потоков предприятий-учредителей. А тут уж никуда было не деться от "безналоговых" зарплатных схем, обналичивания-обезналичивания, перекачки денег в офшоры. Что же поделать, если время было такое. Так что едва ли не любому российскому банку (кроме разве что родившихся после кризиса 1998 года) правоохранительные органы при желании могут предъявить весьма серьезные претензии. А то, что такое желание у силовиков есть, причем без оглядки на сроки давности, прекрасно демонстрирует "дело ЮКОСа", которое, напомним, началось с предъявления владельцам компании претензий по приватизационным сделкам десятилетней давности. Так что заявлению чиновников о наличии претензий к некоторым банкам все поверили сразу и охотно.
Кстати, одним из последствий "дела ЮКОСа" стал массированный вывоз капиталов из страны - по данным Центробанка, чистый вывоз капитала частного сектора из России увеличился по сравнению с прошлым годом в четыре раза: только в первом полугодии он составил 5,5 млрд долларов, в то время как за весь 2003 год - всего 2,3 млрд, за весь 2002 год - 8,1 млрд. Общий же вывоз капитала из России за последние шесть месяцев, по оценке президента фонда экономических исследований "Центр развития" Сергея Алексашенко, составил не менее 15 млрд долларов - это самый высокий показатель за последние десять лет! Понятно, что отток таких сумм наличных денег за границу существенно ослабил отечественную банковско-финансовую систему. "Банковская система в последние месяцы значительно пострадала от бегства капитала из России, - говорит руководитель банковского направления РА 'Интерфакс' Михаил Матовников. - Одновременно значительные изменения в деятельности банков были вызваны нововведениями в правовой области - от введения новой инструкции об обязательных нормативах банков и вступления в систему страхования вкладов до валютного регулирования. Некоторые банки пострадали из-за обесценения пакетов акций российских компаний, которые они накопили за период роста фондового рынка".
Ликвидность - основа доверия
Вторая причина нынешнего кризиса на банковском рынке чисто экономическая. В отличие от 1998 года, когда разразился бюджетный кризис, то есть госбюджет не мог выполнить обязательства по своим долгам, сегодняшние события - это в чистом виде кризис банковской ликвидности. Стоит, пожалуй, напомнить, в чем его суть, поскольку создается впечатление, что многие высокопоставленные чиновники в Центробанке и Министерстве финансов это начисто забыли.
Банковский бизнес базируется на простой формуле: взять деньги у вкладчика - вложить в прибыльные деловые операции - с полученной прибыли вернуть деньги вкладчику с процентами, а часть полученной прибыли оставить себе. Проблема лишь в том, что вложения в коммерческие проекты имеют довольно длительный срок окупаемости, от нескольких месяцев в торговых операциях до нескольких лет или даже десятилетий в крупных промышленных проектах. И если банк вкладывает деньги в проект с длительным сроком окупаемости, а вкладчик потребовал вернуть ему деньги раньше, чем получена прибыль от вложений, у банка просто не оказывается денег на возврат вкладчику. Отсутствие в данный конкретный момент денег для погашения требований вкладчика и называется кризисом ликвидности.
Для избежания подобных кризисов банки постоянно поддерживают некоторый запас ликвидности, то есть наличных денег, достаточных, чтобы, условно говоря, по первому требованию вернуть вклады десяти процентам вкладчиков (на самом деле для банков установлено несколько нормативов ликвидности - мгновенной, краткосрочной и т. д.). Разумеется, при этом ни один банк не предполагает, что ему в течение двух-трех дней придется вернуть все деньги всем вкладчикам.
Для поддержания необходимой ликвидности банки могут прибегать к рефинансированию - заимствованию средств либо у Центрального банка, либо у других банков на рынке межбанковского кредитования. Это в теории. На практике сложилась гораздо более сложная и печальная ситуация.
Что касается рынка межбанковского кредита, то после краха Содбизнесбанка и появления первых "черных списков" привлечь на нем средства могли только отдельные банки, устойчивость и платежеспособность которых ни у кого не вызывает сомнений. Банкам второго и третьего эшелонов, особенно засветившимся в том или ином "черном списке", денег уже два месяца никто не дает ни на каких условиях.
С рефинансированием в Центробанке ситуация еще сложнее. "В России, к сожалению, очень ограничен круг инструментов для рефинансирования банков, - говорит Михаил Матовников. - Однодневные расчетные кредиты не предназначены для решения проблем с ликвидностью в течение длительного времени. Банк России охотно кредитует банки под залог ликвидных активов в виде государственных ценных бумаг, но это, по сути, лишь обмен одного ликвидного актива на другой ликвидный актив. Основная задача такого рефинансирования, скорее, поддержать рынок государственных ценных бумаг, а не заниматься рефинансированием банков. ЦБ не готов в текущей ситуации выдавать банкам кредиты, принимая на себя кредитный риск, а нормативная база для приема в обеспечение по кредитам банкам требований самих банков по кредитам корпоративным заемщикам в России отсутствует".
В результате российский банк, которому отказали в предоставлении кредитов коллеги по межбанку, может надеяться лишь на собственные силы. И если у него нет больших запасов наличности, но имеется большое количество паникующих вкладчиков, банк обречен на банкротство. "Центробанк дает деньги коммерческим банкам только под обеспечение, он не занимается беззалоговым кредитованием коммерческих банков, хотя я и без этого могу продать бумаги на рынке, - говорит президент одного из крупных московских банков. - Это системная проблема, потому что сейчас, при схлопывании межбанковского рынка, управлять ликвидностью стало невозможно. Ни один банкир ни в одной стране мира не сталкивается с такими условиями управления ликвидностью, которые существуют в России. Получается, что нужно создавать избыточную ликвидность, и из-за этого страдает доходность. Либо идти на риск невозможности выполнить обязательства".
В результате такой специфики российской банковской системы десятки банков сегодня столкнулись с дефицитом ликвидности, а следовательно, и с перспективой банкротства. Самое обидное, что у Банка России более чем достаточно финансовых средств, чтобы оказать им помощь. Проблемы в другом.
Не могу и не хочу
Александр Хандруев: "У нас власти сошли с ума. То, что они сейчас делают, безумие. Но они этого не понимают, потому что у власти сейчас головокружение от успехов: макроэкономическая динамика положительная и прочее. Но то, что сейчас делается с банками, что делается с ЮКОСом, потом аукнется негативными изменениями экономической ситуации"
Первая - в слабости нормативной базы. "Кредитование отдельных банков на крупные суммы, особенно в ситуации, когда есть реальный риск неспособности банка расплатиться по кредиту, несет для ЦБ риск быть обвиненным в неправомерном использовании кредитных ресурсов, - говорит Михаил Матовников. - Сотрудники Центробанка просто не могут принимать на себя такие риски". Да и не хотят, учитывая, что в прошлом году "за превышение служебных полномочий" был осужден высокопоставленный чиновник Банка России, отдавший распоряжение предоставить стабилизационный кредит одному из проблемных банков. Больше таких героев в ЦБ нет.
Вторая проблема отечественной банковской системы - сегодняшние задачи и функции Банка России. "У Центробанка сегодня две задачи - борьба с инфляцией и надзор, - говорит московский банкир, пожелавший остаться неизвестным. - Корень зла в том, что эти задачи друг другу противоречат: то, что хорошо для надзора, часто бывает плохо для инфляции. То, что хорошо для поддержания определенного уровня инфляции, плохо для надзора. Рефинансирование очевидно сказывается на инфляции, поэтому ЦБ и не кредитует банки: боится, что инфляция может подскочить. Если его задача не допустить инфляцию, то нечего вообще заниматься рефинансированием". Хочется добавить: вот Центробанк им и не занимается.
Между тем сложившаяся практика Банка России уже начинает создавать серьезные проблемы не только для банковской системы, но и для всей российской экономики. В ближайшее время эти проблемы еще больше возрастут. "Мы моделировали ситуацию на ближайшие годы в денежно-кредитной сфере, строили глобальный прогноз до 2007 года, и там получалось, что в ближайшие годы нас ждет сокращение прироста золотовалютных резервов, - говорит ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Олег Солнцев. - Следует ожидать, что в ближайшие годы нас ждет снижение покупок валюты со стороны ЦБ, до сих пор бывших основным источником притока рублей в экономику. Соответственно, потребуются другие источники поступления денег в экономику, в частности рефинансирование со стороны Центробанка. Драма не в том, что дополнительное денежное предложение стимулирует инфляцию, а в том, что может возникнуть нехватка денежного предложения для обеспечения спроса экономики на деньги".
Основные пути исправления кризисной ситуации, сложившейся в российском банковском секторе, очевидны. Первый и главный из них - организация системы рефинансирования. "Одной из основных проблем банковской системы является поддержание ликвидности, что прямо связано с рефинансированием, - говорит Олег Солнцев. - Рефинансирование выступает, с одной стороны, инструментом решения проблемы ликвидности, а с другой - инструментом стимулирования кредитования. Поэтому возможность рефинансирования в ЦБ расширяет возможности банков по выдаче кредитов".
Рецепты спасения
Что нужно сделать для организации системы рефинансирования банков, тоже, в общем, понятно. "В такой ситуации, как сейчас, когда схлопывается межбанк, банки должны знать, что есть дополнительный источник средств, - говорит один из банкиров. - Ключевое решение проблемы состоит в установлении Центробанком лимита кредитования на каждый банк. Во всем мире является общепризнанной нормой, что ЦБ, зная реальное экономическое положение каждого банка - а сколько отчетности мы сдаем в ЦБ, сколько расходов по подготовке этой отчетности мы несем! - должен принимать профессиональное суждение по уровню риска, который он готов брать на каждый банк. У каждого банка должна быть возможность автоматически овердрафтно кредитоваться в ЦБ в рамках своего лимита. Сейчас мы этого сделать не можем, и в этом ужас всей ситуации: мы должны либо заниматься скрупулезными расчетами, либо сидеть на излишних деньгах, причем неизвестно, какой объем этих излишних денег нужен. А в период кризиса Центробанк должен принимать по каждому банку в отдельности индивидуальное решение: этот банк плохой, а этот хороший, этот мы будем финансировать, а этот - нет".
Здесь стоит взять пример с Америки. "В США после кризиса 1929 года ФРС придерживается принципа: как только запахло жареным, они дают банкам столько денег, сколько надо, - рассказывает руководитель группы БФИ Александр Хандруев. - Они считают, что крах банка - это большая катастрофа, чем выпуск немножко большего количества денег. Два года назад там была проведена реформа рефинансирования, и сейчас все банки могут брать кредиты у Федерального банка. Для одних банков эти кредиты даются по ставке рефинансирования, а для других - по другой ставке, на несколько пунктов выше. Но банки могут к этому прибегнуть только один-два раза, а на третий раз им уже грозит инспекционная проверка".
Второе, что должен сделать Центробанк, - озаботиться поддержанием рынка межбанковских кредитов. "Нам нужно, чтобы ЦБ взял на себя ответственность по усилению доверия на межбанке, - говорит Александр Хандруев. - Он может помочь своими действиями восстановлению межбанковского рынка. Это делается просто: Банк России принимает депозиты комбанков, так почему он не может сделать их обращающимися? Если депозит обращающийся, то ты всегда можешь под его залог взять короткий межбанковский кредит. Что мешает ЦБ, который очень хорошо знает финансовое положение банков, сделать листинг банков и увязать систему депозитов в ЦБ с мерами по усилению доверия на межбанке? В Центробанке ссылаются на проблемы с ФКЦБ, но сейчас с Олегом Вьюгиным можно найти общий язык".
Еще одно направление необходимой работы - привлечение к рефинансированию банковских ассоциаций. "Суть механизмов стимулирования банковских организаций сводится к предоставлению гарантий по приоритетным направлениям их деятельности, а также к предоставлению рефинансирования в случае возникновения необходимости, - говорит вице-президент и директор московского офиса The Boston Consulting Group Штефан Дертниг. - Эти меры, служащие для обеспечения стабильности финансово-кредитной системы в случае шоков, осуществляются не только через государственные финансовые учреждения, например центральные банки, но и через финансовые учреждения, принадлежащие ассоциациям банков. В той или иной форме такая практика существует на всех развитых рынках, и она могла бы быть успешно перенесена на российскую почву".
Стоит отметить, что упоминание о необходимости развития рефинансирования есть и в "Стратегии развития банковского сектора". "Там говорится, что возможно 'предоставление кредитов Банком России, обеспеченных не только государственными ценными бумагами, но и иными активами с приемлемым уровнем надежности и ликвидности (ипотечными облигациями и облигациями 'голубых фишек'), - говорит Олег Солнцев. - Это крайне важно. Во-первых, развитие таких инструментов и возможность получить кредит под залог обязательств предприятий будет способствовать расширению кредитования. Во-вторых, возникнет механизм поддержания ликвидности банковской системы, может быть, более значимый, чем существующий сейчас. Ведь сегодняшний основан на залоге государственных ценных бумаг, доля которых в активах банков невысока. Кроме того, возникнет такой инструмент, при помощи которого начнет выкристаллизовываться система управления рисками: механизм рефинансирования, основанный на залоге негосударственных ценных бумаг, плюс институт кредитных рейтингов - в сумме они способны создать механизм, при котором выстраивается цепочка от Центробанка до предприятия. Причем в рамках этой цепочки обеспечивается оперативное управление денежным предложением, уровнем процентных ставок, предложением кредита. И к тому же ЦБ получает реальную возможность следить за тем, что происходит в банках, кого банки кредитуют, и влиять на уровень рисков в банковской системе".
Технология кризиса
Все это хорошо, важно и полезно. Однако возникают большие сомнения в том, что Центробанк с энтузиазмом примется за практическую реализацию изложенных идей. Сомнения эти основываются на одном простом соображении: кто больше всего выиграл от нынешнего кризиса? Во-первых, это Сбербанк, который, как и после кризиса 1998 года, получил огромный рост количества частных вкладчиков: подавляющее большинство вкладчиков, забравших свои деньги из коммерческих банков, отнесли их именно в Сбербанк. И если в последние три года доля Сбербанка на рынке частных вкладов неуклонно снижалась, то можно с уверенностью сказать, что по итогам 2004 года она снова вырастет, причем существенно.
Михаил Матовников: "Смотреть на рынок межбанковского кредитования сегодня просто смешно ситуация уже приобретает глобальные черты. А межбанк это фактор, который был актуален две недели назад. Сейчас он крайне сегментирован и не очень-то функционирует. Поэтому сейчас гораздо важнее доверие вкладчиков, которое становится фактором системного риска"
Вторым банком, который еще больше, чем Сбербанк, выиграл от разразившегося кризиса, стал Внешторгбанк, который по дешевке приобрел очень неплохую розничную сеть, ранее принадлежавшую Гута-банку. Плюс целый набор интереснейших промышленных и коммерческих активов, включая значительную долю в проекте "Квартал 'Красного Октября'" - строительстве элитного жилого комплекса "Золотой остров" на Болотном острове, где сейчас располагается знаменитая кондитерская фабрика. И все это за счет кредита, полученного от Центробанка. Особенно примечательны два момента. Во-первых, самому Гута-банку ЦБ отказался предоставить финансовую помощь. Так же как раньше отказался помогать "Содбизнесу", "Кредиттрасту", "Диалог-оптиму" и всем остальным проблемным банкам. Во-вторых, только после того, как стало ясно, что "Гута" согласна продаться Внешторгбанку, ЦБ начал принимать меры к локализации банковского кризиса, вдвое снизив норматив отчислений в Фонд обязательных резервов.
Как говаривал товарищ Сталин, объективно в рамках нынешнего кризиса денежные власти сыграли в пользу укрепления системы госбанков. Если власти такая идея понравится (а это вполне вероятно), то это будет означать две вещи. Во-первых, этот кризис более или менее эффективно, но будет купирован. С одной стороны, у властей есть для этого деньги, с другой - Внешторгбанк уже получил розничную сеть, и потребуется время, чтобы переварить добычу. Однако есть и "во-вторых". Если выкристаллизуется стратегия на принципиальное усиление системы госбанков, то это будет означать, что пока эта система не сложится, кризисы, подобные текущему, могут случиться в любой момент, лишь только созреет очередной субъект поглощения. Благо технология кризиса проста и эффективна - стоит лишь пустить слух, что у облюбованного банка возникли проблемы с правоохранительными органами.