Уроки рукотворного кризиса

Дмитрий Толмачев
12 июля 2004, 00:00

Пока Центральный банк не выступает как кредитор последней инстанции, банковские кризисы будут повторяться с завидной регулярностью

Уже сейчас очевидно, что ключевой причиной кризисной ситуации в банковском секторе стали грубейшие, но пока еще исправимые ошибки финансовых властей.

Первое: недостаточно решительные действия ЦБ в отношении Содбизнесбанка вызвали панику среди его клиентов, а менеджменту дали возможность вывести активы.

Второе: финансовые власти сами, без посторонней помощи, породили волну слухов о существовании "черных списков" банков; начался отток вкладов и корпоративных клиентов у банков, не имевших ни системных проблем с ликвидностью, ни претензий со стороны правоохранительных органов.

Третье: ЦБ в условиях острой нехватки ликвидности из-за коллапса межбанка не исполнил своей функции кредитора последней инстанции и ограничился косметическими мерами в виде снижения ставки рефинансирования и отчислений в ФОР.

Эти ошибки уже вызвали долгосрочные изменения не только в банковском секторе, но и во всей экономике.

Ликвидность превыше всего

Данных банковской статистики за июнь еще нет, но в приватных разговорах свердловские банкиры признают, что за последний месяц по большинству банков пошел отток вкладов. Он пока не принял характера массовой истерии, но даже банки, проводившие активную политику высоких ставок и PR, впервые после нескольких лет устойчивого роста испытали отток. Большинство кредитных организаций, опасаясь массового оттока вкладов населения, активно создают "подушки ликвидности" - приостанавливают кредитование. И так действует не только подавляющее число филиалов и дочерних банков крупных общероссийских банков в Свердловской области, но и местные самостоятельные банки. Вряд ли в других регионах ситуация иная.

Уже сейчас ясно, как будут развиваться события дальше. Кредитная активность банковской системы заметно снизится. Сократятся сроки кредитования. Будет изъята часть денег, выданных клиентам. Общеизвестно, что в силу недостатка длинных пассивов многие банки выдавали в целях регулирования формальной ликвидности длинные кредиты на условиях периодической перекредитовки (например, двухлетний кредит с периодическим погашением-выдачей в один день каждые полгода). Как и в 1998 году, эти деньги банки будут "выцарапывать" из бизнеса. Пострадает при этом наименее защищенный реципиент банковских кредитов - средний и малый бизнес.

Другое прямое следствие бездарных действий финансовых властей - тенденция к подъему ставок. К середине июня ставки большинства свердловских филиалов крупных столичных банков по кредитам на суммы не выше 10 млн рублей выросли на 1-3 процентных пункта, притом что ставка рефинансирования снизилась. Выросли ставки и на межбанке - это результат дефицита ликвидности и кризиса доверия; в самом ближайшем будущем стоит ждать увеличения ставок по вкладам - это стандартная мера по приостановке их оттока. В целом сформировалась тенденция к подъему ставок, на которую ЦБ придется как-то реагировать. Удорожание стоимости денег и ограничение кредита в растущей экономике приведет к сокращению темпов ее роста.

Период стабилизации в банковской системе займет достаточно длительное время. Обжегшись на молоке, банки даже при удачном разрешении ситуации будут ждать весны 2005 года, когда решится вопрос приема банков в систему гарантирования вкладов. Банкиры - люди осторожные.

Смена объекта реформ

Как и шесть лет назад, государство, став основным творцом кризисной ситуации, самоустранилось от ее решения. Располагающий огромным финансовым резервом, высокооплачиваемыми кадрами (большинство из них прошли 1998 год) и широчайшими полномочиями в отношении своих подопечных Центральный банк пока не сумел купировать кризис. Это значит, что российская банковская система действительно нуждается в кардинальной реформе. Только объект реформы должен измениться. До сих пор приоритетным объектом были банки: качество управления рисками, адекватность и величина капитала, выполнение нормативов. Но ни одно кредитное учреждение с самым первоклассным кредитным рейтингом, системой управления рисками, огромным капиталом, будь то Citibank, Dresdner Bank или любой другой, не выдержит потери в течение одного месяца трети пассивов, как это произошло в случае с Гута-банком. Объектом реформ должен стать сам ЦБ и принципы его деятельности.

Уже после кризиса 1998 года было очевидно, что необходимо создать эффективную систему рефинансирования банков. В западной практике широко применяются как рефинансирование под залог обязательств надежных заемщиков, так и выкуп надежных кредитов рефинансирующим органом. Представьте, что тот же Гута-банк или "Диалог-оптим" имели бы возможность переуступить часть своего кредитного портфеля, пусть и с большим дисконтом, рефинансирующему органу. Это решило бы проблему ликвидности.

Не менее очевидно, что необходимо повышать эффективность работы временных администраций и создавать механизмы оперативной продажи бизнеса потенциальных банкротов. Наконец, нужен элементарный профессионализм чиновников - дабы впредь избежать публичных высказываний о "черных списках" и неких претензиях и дабы не расплачиваться процентами ВВП за очередной банковский кризис.

Екатеринбург