Из жизни бизнесмена-оппозиционера

Русский бизнес
Москва, 12.07.2004
«Эксперт» №26 (427)
Один из ведущих предпринимателей Екатеринбурга Илья Борзенков стал политиком. Он уверен, что развивать бизнес в этой стране можно только зная, как она управляется

Илья Борзенков, один из фигурантов публикации "Предэлита. Портрет одного поколения" ("Эксперт" N21 за 2004 г.), заинтересовал нас как бизнесмен, пошедший в политику. С какой целью тридцатичетырехлетний успешный екатеринбургский предприниматель, генеральный директор компании "Норд", противостоящей на региональном рынке бытовой техники такому монстру, как "Эльдорадо", пошел в законодательное собрание Свердловской области? Может, ему в бизнесе стало скучно? Или через областную думу он собирается лоббировать интересы своей компании? Или преследует другие, еще более далеко идущие цели? Например, хочет со временем стать президентом РФ? А вдруг именно туда нацелены провинциальные амбиции, тем более что прецедент уже был?

О политике, амбициях, правильных подходах и стратегиях (как "бить" москвичей на региональном рынке, как продавать холодильник немцу, а как - башкиру) мы говорили в маленьком думском кабинете Борзенкова. Кабинет скромный - и это не случайность (заинтересованный читатель чуть погодя узнает почему). Мне же он первым делом сообщил, что на него в свое время произвел впечатление кодекс самурая, в частности такая норма: сегодня у тебя на все вопросы должны быть решения. Поскольку завтра можешь не проснуться.

Начало своего бизнеса Илья помнит очень хорошо: май 1993 года, и надо либо ехать за первой партией товара, либо забирать жену из роддома. В итоге: сын родился 10 мая, а бизнес - 14-го. Тогда Илья с товарищами взяли первую партию бытовой техники в городе Златоусте: 42 холодильника по 99 рублей, то есть потратили 4158 рублей. Борзенкова, к слову, очень развеселила история одного московского бизнесмена - тоже из "предэлиты", рассказавшего, как они с товарищами все распродали, выручили 5 млн долларов и начали дело с нуля: "Меня это потрясло: вот он, настоящий московский бизнес! Мы примерно тогда же насобирали на сорок два холодильника и считали, что начинаем не с нуля".

Но суть не в этом. А в том, что, проработав так с год, екатеринбуржцы начали осматриваться. В то время четыре крупных завода выпускали холодильники: в Красноярске - "Бирюсу", в Минске - "Атлант", в Донецке - "Норд" и построенный итальянцами в Липецке "Стинол". "Бирюса" тогда почти совсем загнулась, поэтому парней из Екатеринбурга не заинтересовала, а "Атлант" и "Стинол" не заинтересовались парнями из Екатеринбурга. Оставался украинский "Норд" - с ним и договорились о покупке двух вагонов холодильников. Борзенков взял кредит, заложив только что купленную трехкомнатную квартиру и машину. Как р+аз в то время отпала необходимость возить туда-сюда по СНГ деньги чемоданами, на Украину начали проходить безналичные платежи, а тарифы на железнодорожные перевозки еще не поднимались. Борзенкова это устраивало: первая привезенная партия дала высокую маржу - почти 40%. Да и с руководством украинского завода сложились теплые отношения. Правда, для этого понадобилось особое искусство.

Забить первый гвоздь

- Скажите, пожалуйста, Илья, как вы нашли подход к руководству "Норда"? Чем их заинтере

Новости партнеров

«Эксперт»
№26 (427) 12 июля 2004
Банковский кризис
Содержание:
Досрочный август

Если Центральный банк не занимается активным рефинансированием растущей экономики, то банковский кризис становится лишь вопросом времени. Это время пришло

Разное
Международный бизнес
Наука и технологии
Общество
Реклама