Международный союз электросвязи, авторитетнейшая организация в сфере телекома, с недавних пор начал вычислять для каждой страны показатель распространения цифровых технологий, так называемый индекс цифрового доступа (DAI). Россия в этом рейтинге заняла место где-то в шестом десятке, и это несмотря на бурное развитие сотовой связи и телефонии в целом. "Объясняется это тем, что мы катастрофически отстаем в таких показателях, как количество теле- и радиоканалов, доступных населению", - считает директор Российской телевизионной и радиовещательной сети (РТРС) Геннадий Скляр. Сократить это отставание может только широкомасштабное развитие цифрового телевидения.
25 мая премьер-министр Михаил Фрадков подписал распоряжение N706-р, в котором дал задание разработать до конца года стандарты российского цифрового эфирного телевещания. Напомним, что в соответствии с подготовленной в 1998 году концепцией Россия к 2015 году должна окончательно отказаться от устаревшего аналогового телевидения. Многие западные телезрители уже несколько лет смотрят "цифру", а ведущие игроки рынка находят все новые и новые источники дохода: воплощают в жизнь более экономичные способы доставки цифрового сигнала, разрабатывают доступное для массового пользователя приемное оборудование, наконец, создают десятки новых каналов. В России тех, кто занимается "цифрой", сейчас можно пересчитать по пальцам.
Кто заменит "барахло"
Главное отличие цифрового эфирного вещания от аналогового заключается в том, что цифровое ведется с использованием специальных технологий сжатия, позволяющих упаковать в исходный сигнал практически любую информацию. Это не только позволяет ускорить, но и существенно удешевляет доставку информации.
Сейчас телевещание в России ведется с использованием инфраструктуры двух компаний - ФГУП "Космическая связь", отвечающей за космическую часть системы, и ФГУП РТРС, отвечающей за наземную часть. Ключевую роль на этапах космической доставки сигнала играет спутник, оборудованный определенным количеством вещательных антенн - транспондеров. До недавней поры один транспондер мог передавать не более одного аналогового канала, а количество антенн на спутниках старых модификаций ("Горизонт") было минимально. Поэтому спутниковая доставка сигнала обходилась каналам, пользующимся услугами "Космической связи", отнюдь недешево, по оценкам специалистов, - от одного миллиона долларов в год и более (исключение составляют федеральные каналы, пользующиеся льготными тарифами). Высокая цена вещания играла роль входного барьера для многих потенциальных производителей телевидения.
Но в последние годы ситуация стала меняться. Cпутниковая группировка ФГУП КС начала активно дополняться аппаратами нового поколения: на смену "Горизонтам" пришли "Экспресс-А" и "Экспресс-АМ", более мощные и надежные модели с большим числом вещательных антенн. "Если говорить о спутниковой части вещания, то у нас есть межведомственное решение полностью перевести его на цифровой формат до 2005 года включительно", - говорит Сергей Пореш, начальник отдела развития телерадиовещания ФГУП КС. Весь проект стоит 850 млн долларов, основным кредитором является Сбербанк.
Однако если космическая часть системы скоро будет полностью готова к цифровому вещанию, то вопрос с наземной инфраструктурой РТРС остается открытым. Эта система создавалась еще в 70-е годы, и нынешнее ее состояние таково, что даже самые ярые оптимисты вынуждены признать: значительная часть в скором времени может рассыпаться прямо на глазах. В более или менее сносном состоянии оборудование находится только в центральной части страны и крупнейших городах России.
По оценкам РТРС, переоборудование приемных и вещательных станций будет стоить 700-800 млн долларов. Кто профинансирует этот проект, пока непонятно. Чтобы найти поставщиков, РТРС собирается проводить открытый тендер, но российским производителям не доверяет. "Барахло на нашу сеть я ставить не стану. Даже со знаком триколора на нем. Мы проиграем в мировой конкурентной гонке, если под патриотические лозунги на ключевых, инфраструктурных магистралях будем использовать устаревшие решения или негодное оборудование", - подчеркнул Геннадий Скляр. Иностранные производители уже начали суетиться: в Москве и Владивостоке сейчас действует западная вещательная система немецкой компании Rhode & Schwarz. Немцы очень активно проявляют себя в России: имеют крупное представительство, участвуют во всех посвященных "цифре" мероприятиях, наконец, оказывают консультационные услуги желающим создать свои вещательные компании. Между тем компания "Телемедиум" (стопроцентная "дочка" "Телекоминвеста"), владеющая лицензией на опытное цифровое вещание в Санкт-Петербурге, установила на вышке передатчик российского производства "Март" и вполне им довольна. По словам гендиректора компании Дмитрия Волобуева, "Март" не только на порядок дешевле при покупке и обслуживании, но и является гибридным передатчиком. То есть может вещать в аналоговом формате, а при смене части своей "начинки" способен с легкостью перейти на "цифру". Таких передатчиков в Петербурге установлено уже около пяти. Так что окончательное решение в пользу иностранных производителей принимать рано.
Что надо России для перехода на цифровое вещание 850 млн долларов для обновления спутниковой группировки Деньги найдены, система будет полностью обновлена к концу 2005 года Около 800 млн долларов для модернизации государственной наземной системы распространения сигнала Источник финансирования неизвестен Около 7 млрд долларов на покупку приставок к аналоговым телевизорам или приобретение цифровых моделей Почти все придется заплатить населениюЭфирные сложности
Согласно принятой концепции переход от "аналога" к "цифре" будет осуществляться постепенно, и это ведет к серьезной проблеме, связанной с определением полосы частот для цифрового вещания.
Не секрет, что российский частотный спектр чрезмерно милитаризирован, а перевод частот в гражданское пользование занимает огромное время и требует денег. В принятом в Европе международном договоре "Честер-97" указано, что цифровое вещание можно вести в обычном дециметровом диапазоне (от 470 до 800 МГц), если в нем есть свободные частоты, а если таковых нет, переводить вещание в диапазон 800 МГц. В самой Европе свободных частот практически не нашлось (за исключением, быть может, Великобритании), поэтому вещание было начато в полосе 800 МГц. В России сложилась похожая ситуация: сквозную для всей территории полосу можно найти только в том же диапазоне.
Но этот диапазон занят как мобильными операторами стандартов AMPS и CDMA, так и многочисленными специальными службами, например Федеральной службой охраны или Службой управления полетами. Сейчас Минсвязи активно работает над его высвобождением: уводит стандарт CDMA с рынка, меняет лицензии AMPS на GSM, но сколько времени займут переговоры со специальными службами, пока неизвестно.
Госрегуляторы обязаны решить и еще одну проблему - с выдачей лицензий частным компаниям. Сейчас такого механизма нет, и российские первопроходцы испытывают большие трудности. Так, компания "Информационные транковые системы" из Владивостока добилась разрешения на экспериментальное вещание три года назад, построила сеть, но до сих пор не обладает нормальной лицензией. "У китайцев все вопросы, связанные с вещанием, можно решить за пару месяцев. И их сигнал спокойно можно принимать по нашу сторону границы. А чтобы вещать с нашей территории, нужно годами выбивать разрешение. И, как итог, мы проигрываем в этой сфере", - комментирует ситуацию директор РТРС Геннадий Скляр.
Семь миллиардов долларов
"Последняя миля" цифрового эфирного вещания - это получение и обработка сигнала в квартирах и домах зрителей. И если получать сигнал может даже обычная бытовая антенна, то для его обработки необходим либо цифровой телевизор, либо специальная приставка к нему - Set Top Box.
Аналоговое телевидение Цифровое телевидение Передается только обычный телесигнал Телесигнал может дополняться радио, данными Интернета и интерактивными сервисами Зритель страдает от помех и неуверенного приема Дает высокоточное изображение и многоканальный звук Возможность вещания не более 10-15 каналов Открывает простор для создания десятков новых каналовЦифровые телевизоры сейчас стоят на 100 долларов дороже идентичных аналоговых. Между тем аналитики ожидают, что смена парка аналоговых телевизоров будет происходить медленно, с постепенной заменой устаревших моделей. Специально для приема цифрового сигнала сразу будет менять телевизор лишь небольшой процент обеспеченных технологических экстремалов. Малообеспеченные слои населения цифровой телевизор позволить себе не смогут, их надежда будет только на Set Top Box. "Эксперту" удалось обнаружить только одно российское предприятие, где реально работают над созданием цифрового телевизора, - расположенный в Санкт-Петербурге Завод имени Козицкого. Он выпускает телевизоры под брэндом "Радуга" и разработал действующую модель гибридного (то есть способного принимать оба вида сигнала) телевизора. Впрочем, столкнувшись с проблемой нехватки оборотных средств, завод отложил этот проект до лучших времен.
Проблема обеспечения населения приставками кажется более актуальной. В Европе самая дешевая приставка корейского производства сейчас стоит не менее 45 евро, с учетом доставки, таможенной пошлины и торговой наценки эта сумма превращается в 100-120 долларов на прилавках российских магазинов.
У российских разработчиков есть перспективы на этом рынке. По словам Дмитрия Волобуева, сет-топ-бокс - это всего лишь микросхема со специальным софтом. Самих производителей таких микросхем в мире не так уж и много, основную же роль играют разработанное программное обеспечение и финальная сборка. Гендиректор "Телемедиума" подчеркнул, что только в Петербурге он знает несколько фирм, желающих привлечь квалифицированных российских программистов и поучаствовать в дележке "цифрового пирога".
Концерн "Телеком" уже несколько лет занимается разработками оборудования для приема цифрового сигнала. Первой ласточкой стала приставка "Эльф", сделанная по заказу концерна зеленоградской компаний "Ратеос", однако ее цена оказалась от 150 долларов и выше. Сейчас "Телеком" планирует сократить количество встроенных функций прибора и отказаться от дорогой элементной базы из Европы в пользу более дешевых поставок из Азии, что может снизить цену до 40-50 долларов.
Масштабные планы производства конкурентоспособных российских ресиверов строит РТРС. "Что касается домашних приемных устройств, то нам обязательно следует заниматься их разработкой", - прокомментировал свою позицию Геннадий Скляр. РТРС сделает ставку на уже разрабатываемое под своим контролем уникальное программное обеспечение и массовые поставки дешевых микрочипов. Гендиректор РТРС не исключает возможности организации производства в Китае с целью дальнейшего снижения себестоимости, а в качестве ориентировочной называет совсем уж "смешную" цену 30 долларов. Так что без приставок Россия не останется.
По данным МНИТИ (Московский научно-исследовательский телевизионный институт), в России сейчас не менее 75 млн телевизоров. Это значит, что с приходом "цифры" объем рынка приемных устройств в России, по самым грубым оценкам, может составить 7 млрд долларов.
Для каждого, но не для всех
Игроки цифрового сегмента уже сегодня вынуждены задумываться и о наиболее оптимальных стратегиях, которые позволят максимально быстро окупить вложенные в создание инфраструктуры будущего рынка инвестиции. Что обеспечит основной финансовый поток - абонентская плата или рекламные доходы? Тут стоит присмотреться к опыту "старших братьев".
Пионером внедрения "цифры" в телевидении стала Германия, где еще в мае 1996 года компания DF1 начала платные трансляции своих программ в стандарте DVB. Популярность нового телевидения стала стремительно расти, и многие каналы по всей Европе начали переходить на платное цифровое вещание, пока не произошло более чем показательное банкротство английской компании ITV-Digital.
ITV-Digital на свои средства построила в Великобритании сети цифрового наземного вещания и даже обеспечила бесплатными телевизионными приставками часть своих клиентов. Основной доход англичане намеревались получать за счет ежемесячной абонентской платы. Однако ITV-Digital просчиталась и не учла, что ровно тот же пакет каналов уже предоставляла популярная к тому времени служба спутникового телевидения BSkyB. То есть с появлением столь разрекламированной прорывной технологии никакого нового ее наполнения предложено не было. В результате один за другим посыпались многочисленные отказы от оплаты услуг ITV. Окончательно подорвал ее финансовое здоровье трехлетний контракт с Английской футбольной лигой (72 клуба второго и третьего дивизиона) на право трансляции матчей, стоивший компании около 315 млн фунтов. В итоге ITV-Digital стала банкротом. Впрочем, случай с ITV-Digital не единственный аргумент в пользу бесплатного цифрового вещания.
"Лет десять-пятнадцать назад не было DVD, массового Интернета, даже видеокассеты - и те имели не столь широкое распространение, как многим хотелось бы, поэтому люди так много времени уделяли телевизору. Прошло совсем немного времени, и развлечений стало гораздо больше, интерес к платному телевидению стал стремительно падать", - рассказывает Дмитрий Волобуев.
Разрешение назревающего в Великобритании кризиса телевещания было найдено совместными усилиями корпорации BBC и спутниковой службы BSkyB, принадлежащей Руперту Мердоку. Их совместное предприятие Freeview выиграло конкурс на принадлежавшие ITV-Digital частоты и открыло свободное цифровое вещание по всей стране. Примеру англичан последовали и немцы. Когда после двухлетней подготовки в Берлине весной прошлого года было окончательно отключено аналоговое вещание, значительное число каналов уже было доступно в "цифре" в формате freeview. Инициативу подхватили и начали развивать по всей Европе.
Дмитрий Волобуев, генеральный директор ЗАО "Телемедиум":
- Наиболее острый вопрос сегодня - как собрать всех вместе и заставить двигаться. До последнего момента операторы вещания жили своей жизнью, производители оборудования - своей, регуляторы рынка - своей, каналы - своей. Чтобы изменить эту ситуацию, надо перестать заниматься только лишь разговорами и начать ставить передатчики и вещать в них хотя бы федеральные пакеты каналов. При одновременном появлении хотя бы десятка цифровых каналов и доступных приемников аудитория с доходами выше среднего стремительно потянется в "цифру". Потенциальные телепроизводители заинтересуются новым движением, поскольку им захочется заполучить эту аудиторию, и тоже начнут переходить в "цифру". И все это даст старт тому движению, которое затем продолжится естественным образом.
По пути платного телевидения пошли сначала и в Питере. "До того как мы пришли на рынок 'цифры', никто из нас телевидением не занимался. Изначально мы просто покупали интересные нам каналы на открытом рынке. Естественно, мы не могли вещать в открытом виде, поэтому ввели кодировку и абонентскую плату. Но уже тогда мы прекрасно понимали, что платное телевидение - это тупиковая ветвь развития, просто в тот момент мы еще не умели делать каналы сами. И поскольку для нас было очевидно, что на западном контенте нам долго не протянуть, мы сразу же начали заниматься подготовкой собственного канала", - рассказывает Дмитрий Волобуев. В начале 2004 года "Телемедиум" отказался от платного вещания, в том числе это было связано и с последними переменами в Европе. С переходом большинства европейских вещателей на формат freeview производители приемных устройств перестали "начинять" свои приставки механизмами кодировки, и сет-топ-боксы с этой функцией мгновенно оказались в дефиците. К тому времени у "Телемедиума" уже был свой канал и сложилась его постоянная аудитория. Поэтому в марте компания отключила кодировку и автоматически потеряла возможность взимать абонентскую плату, а доход стал формироваться за счет рекламных поступлений. Сегодня для приема "цифры" в Санкт-Петербурге достаточно купить сет-топ-бокс в любом из магазинов и подключить его к телевизору. На выбор зрителя четыре цифровых канала: Euronews, два западных развлекательных и один собственного производства.
Над построением бизнес-модели думает и генеральный директор компании "Информационные транковые системы" из Владивостока Александр Ломакин. Он убежден, что, во-первых, необходимо создавать новые каналы и, во-вторых, цифровое телевидение должно быть общедоступным. Второе подразумевает, что нельзя брать со зрителей абонентскую плату, а если и брать, то минимальную. Оптимальным во Владивостоке видят решение передать право взимать 15-30 рублей, которые каждый месяц платит за радиоточку любая российская семья, вещателю "цифры".
Собственно, в формате freeview работает и наше аналоговое телевидение, только в случае победы "цифры" каналов станет на порядок больше и, соответственно, на столько же больше вариантов появится и у зрителя, и у рекламодателя. Эфирная монополия федеральных телемедиа окажется подорвана, и главным конкурентным преимуществом станет не охват аудитории, а контент.
В питерском "Телемедиуме" уверены: рынок может взорваться в любой момент. 70-80 новых каналов обеспечивают простор для создания десятков новых ниш: телевидение по интересам, телевидение по возрасту, национальное телевидение для малых национальных групп, кино по запросу и т. д. За этим последует перераспределение рекламного рынка, а там, глядишь, инновация приобретет и культурное измерение - фактически речь идет о возникновении нового стиля потребления телеинформации - телевидения для каждого, но не для всех.