Вторая финансовая система

Максим Рубченко
19 июля 2004, 00:00

Центробанк хронически недофинансирует реальный сектор российской экономики. В этих условиях в стране сформировалась параллельная расчетная система - вексельная

Экономист-теоретик, решивший проанализировать российскую финансово-экономическую систему, всерьез рискует сойти с ума. И есть от чего. Центральный банк России, опасаясь увеличения инфляции, эмитирует ровно столько денег, сколько необходимо для скупки валюты у фирм-экспортеров. Разумеется, эти компании играют существенную долю в российской экономике, но все-таки в стране кроме нефтяных и металлургических корпораций работают еще тысячи предприятий, которые растут и развиваются, увеличивают объемы производства и продаж, платят зарплаты своим работникам, и зарплаты эти, судя по активному росту торговли и сферы услуг, растут. Эмиссии Центробанка на такой рост хватить никак не может. Но экономика-то растет! И если верить тому, что деньги - это кровь экономики, то российская должна неизбежно страдать от малокровия. Но не страдает. Потому что "кровь экономики" у нас примерно наполовину разжижена. Векселями.

Бывали дни веселые

Вексель - это долговая расписка: "Я, такой-то, должен подателю сего такую-то сумму денег". Легко догадаться, что чем меньше в распоряжении субъектов экономики наличных денег, тем больше потребность в векселях. И экономическая история новой России это прекрасно подтверждает.

Первый бум векселей в России начался в середине 90-х, когда переход предприятий на рыночные рельсы и бешеный рост цен создали гигантский спрос на наличность, а все усилия Центробанка по обузданию гиперинфляции сводились к ограничению эмиссии. Тогда-то и появились первые вексельные программы, достаточно быстро они стали весьма популярными. Можно вспомнить, например, знаменитые векселя почившего Тверьуниверсалбанка - ими администрации Московской, Мурманской, Нижегородской областей разрешали даже платить налоги в региональные бюджеты. Страдалец ЮКОС в 1995 году расплачивался своими векселями с Пенсионным фондом (подчеркнем - с благословения федерального правительства) и всерьез вел переговоры с Минфином о полной уплате налогов векселями, "обеспеченными поставками нефтепродуктов". Предполагалось, что Минфин потом будет продавать эти векселя российским сельхозпроизводителям за живые деньги. Но эта красивая схема так и не была реализована из-за сущего пустяка - денег у аграриев не было. Зато работали десятки других схем, благодаря чему в 1997 году только 30% расчетов в экономике оплачивалось живыми деньгами, остальные 70% - квазиденежными инструментами, и в первую очередь векселями.

Не обошлось, разумеется, и без криминала - на рынке как грибы начали расти вексельные пирамиды по типу МММ. "Самым крупным векселем, какой я видел в своей жизни, была 'фэска', то есть вексель так называемого Финансово-энергетического союза, на 10 миллиардов долларов, - не без ностальгии вспоминает председатель совета Ассоциации участников вексельного рынка (АУВЕР) Александр Макеев. - Это во времена, когда доходная часть всего российского бюджета составляла миллиардов двадцать".

"Золотой век" векселей закончился в 1998 году, когда рухнули банки, занимавшие лидирующие позиции на вексельном рынке, тот же "Тверьуниверсал". Естественно, обрушились и все вексельные пирамиды. Однако сам вексельный рынок выжил. "Банковский кризис 1998 года просто привел к переделу вексельного рынка, - говорит г-н Макеев. - Исчезли вексельные программы 'Российского кредита' и Тверьуниверсалбанка, но свято место пусто не бывает, и его заняли другие. Прежде всего Сбербанк, который до 1998 года выглядел гораздо скромнее, чем сегодня. Появились вексельные программы 'Газпрома' и Газпромбанка. Появились многочисленные корпоративные вексельные программы предприятий второго-третьего эшелона, таких как Иркутское авиационно-производственное объединение, ГУМ, ЦУМ и прочих".

Вместо денег

Сколь-нибудь достоверной статистики по объемам эмиссии векселей и оборотам вексельного рынка в России нет. Любая компания может выпускать векселя по своему усмотрению - действующее законодательство не устанавливает ограничений на выпуск векселей и не обязывает никого по этому вопросу отчитываться. Правда, до недавнего времени для банков действовал норматив Н-13, привязывавший объем выпуска векселей к размеру уставного фонда, но с 1 апреля его отменили. С одной стороны, эта отмена повышает риски покупателей векселей, но с другой - способствует развитию вексельного рынка, поскольку одно из преимуществ векселей по сравнению с облигациями или акциями - именно простота и незарегулированность их эмиссии. Побочный эффект такой простоты - невозможность адекватно оценить параметры вексельного рынка.

Разброс оценок достаточно велик. "Исходя из данных, которые к нам поступают, мы оцениваем объем векселей, находящихся сейчас в обороте, примерно в триллион рублей, - говорит Александр Макеев. - Оборот мы оцениваем примерно равным ВВП Российской Федерации. Конечно, это очень грубая оценка, но более точные сделать весьма затруднительно, поэтому мы вынуждены оперировать такими". Однако эти оценки можно считать минимальными - есть и на порядок большие. "Я встречал оценки объема векселей в обороте в 12-12,5 триллиона рублей", - говорит Анатолий Багров, начальник отдела по работе с долговыми обязательствами Банка Москвы.

Получается, что объем вексельного рынка сравним с количеством наличных денег в обороте (агрегат М0 на январь 2004 года составлял 1147 млрд рублей), а возможно, даже существенно превышает объем всей денежной массы (агрегат М2 на начало года составлял 3212,7 млрд рублей). А поскольку векселя используются главным образом не как инструмент инвестирования, а как средство расчетов, то можно с уверенностью утверждать, что наряду с официальной денежной системой в стране фактически сформировалась параллельная финансовая система - вексельная.

"У нас как не было системы рефинансирования хозоборота, так ее и нет - ЦБ печатает деньги только для покупки валюты на бирже, - говорит Александр Макеев. - Поэтому возник второй эмиссионный центр, который снабжает средствами расчетов непосредственно хозяйственный оборот - Сберегательный банк, активно эмитирующий свои векселя. Это хороший пример того, как рынок нивелирует бездействие денежных властей". С этой точкой зрения соглашаются и другие специалисты по векселям. "Фактически Сбербанк давно уже выступает как параллельный эмиссионный центр", - говорит начальник отдела вексельных операций СДМ-банка Илья Кауфман.

Впрочем, не Сбербанком единым обеспечивается вексельная подпитка хозяйственного оборота. В число лидеров по эмиссии векселей входят и другие крупные госструктуры - Внешторгбанк, "Газпром" и Газпромбанк. Правда, присутствие "Газпрома" на рынке векселей в последнее время сокращается. Так, если на начало 2002 года объем векселей "Газпрома" составлял в обращении порядка 90 млрд рублей, то к 1 апреля 2003 года он снизился в пять раз - до 18 млрд рублей, а на начало нынешнего года составлял около 15 млрд рублей. "В конце 90-х годов у 'Газпрома' была огромная вексельная программа, временами вексельный рынок более чем на 60 процентов состоял из его бумаг, - говорит Илья Кауфман. - 'Газпром' эти векселя не продавал, а пускал в расчеты с поставщиками. Поскольку поставщиков много, то и рынок получался громадным. Так было до прихода Алексея Миллера, который решил сделать упор на цивилизованные формы заимствований - облигации, евробонды, а вексельную программу стал сворачивать. И тогда большую часть рынка стали занимать векселя Сбербанка, они широко используются как средство расчетов".

Особенно широко вексельные расчеты распространены сегодня в российской глубинке, где до ближайшего отделения банка зачастую десятки километров. Так что векселя оказываются весьма удобной альтернативой банковским расчетам. "Года три-четыре назад многие организации были заинтересованы в покупке векселей, поскольку дальше они рассчитывались этими векселями с поставщиками, а наличные деньги использовали для 'прокрутки', - рассказывает Анатолий Багров. - Этот механизм позволял существенно ускорять расчетные операции, потому что деньги не зависали в банках, а работали. Потом платежи нормализовались, деньги стали меньше зависать, но в регионах, например на том же Дальнем Востоке, где банковская сеть очень слабая, векселя широко используются для расчетов. Это оказывается удобнее, чем переводить деньги через банк. Кроме того, при вексельных расчетах нет никаких комиссий, а при переводе денег надо платить комиссию. Чаще всего для расчетов используются векселя банков, имеющих широкую филиальную сеть, - Сбербанка, Альфа-банка, Банка Москвы".

Не брезгуют вексельными расчетами и столичные структуры. "В последнее время широко берут вексельные кредиты предприятия московского строительного комплекса, - рассказывает г-н Багров. - Строительный бум привел к нехватке у строителей оборотных средств, ее и восполняют векселями. В строительном комплексе примерно на 70 процентов используются привлеченные средства, из них процентов шестьдесят сегодня привлекается в виде векселей. Головная строительная контора берет вексельный кредит на два-три месяца и векселями по номиналу рассчитывается с поставщиками. Это дает, во-первых, проценты - потому что, взяв вексель, например, за 90 процентов от номинала и расплатившись им с поставщиком по номиналу, строитель уже зарабатывает 10 процентов. Во-вторых, такие расчеты очень быстрые. Обычно поставщику говорят: 'Что выбираешь - живые деньги через три-четыре месяца или вексель сейчас?' Как правило, те берут векселя, а потом уже либо держат до погашения, либо перепродают на вторичном рынке".

Вплоть до июньского банковского кризиса вексельные кредиты в банках можно было получить и быстрее, и дешевле, чем денежные. "Если заемщик - известная и надежная компания, то вексельный кредит выдается в течение недели, - говорит Анатолий Багров. - Вопрос о выдаче обычного кредита обычно решается значительно дольше. Сроки кредитования в последнее время существенно выросли - до года и даже больше. Главный плюс вексельного кредита для клиента - процентная ставка по нему существенно ниже, чем по денежному. Она даже может быть нулевой, если, например, срок кредита перекрывается сроком обращения векселей: кредит берется на три месяца, а срок обращения векселей устанавливается в шесть месяцев".

Осознав удобства векселей, их стали выпускать и сами строители, чтобы профинансировать новое строительство. "Компания 'Стройметресурс', которая строит дома в Подмосковье, выпускает большие объемы векселей, - говорит Илья Кауфман. - На деньги от продажи векселей строят жилье. Но это, на мой взгляд, достаточно опасная ситуация, потому что цены на недвижимость раньше росли, а сейчас вроде остановились, а дисконт по векселям оказывается выше, чем ставки по обычным кредитам".

Жизнь после кризиса

Июньский банковский кризис нанес сильнейший удар по рынку векселей. В первую очередь, разумеется, по векселям банковским, ведь массовое закрытие банками лимитов кредитования друг на друга означает и закрытие лимитов на покупку векселей. Но это далеко не единственная проблема. "Наиболее активными покупателями векселей были, как правило, небольшие банки, - говорит Анатолий Багров. - Те же 'Павелецкий' и 'Диалог-Оптим' были едва ли не самыми активными участниками этого рынка. Когда начался кризис, всем потребовались наличные деньги, и все начали векселя сбрасывать. Мы, например, досрочно учли наших векселей примерно на полтора миллиарда рублей и таким образом выиграли серьезные деньги на дисконте. А мелкие банки проиграли в деньгах, потому что раньше покупали векселя по более высоким ценам. Это дополнительно усугубит для них кризис ликвидности".

Кризис сделал свое дело - рынок векселей замер. Снова выпускать свои векселя негосударственные банки смогут лишь через несколько месяцев. "Сейчас многие просто отказываются работать с векселями, и пока этот кризис не пройдет, лимиты открываться не будут, - говорит Илья Кауфман. - Это продлится еще три-четыре месяца как минимум. Но такого расцвета векселей, какой был в 2003-м - начале 2004 года, уже не будет никогда. Интересы инвесторов сместятся в сторону облигаций - те более надежны".

Есть и более оптимистичные настроения. "Инструментов, которые помогали бы восстанавливать доверие на банковском рынке, не так уж много, в частности для этого могут использоваться векселя надежных банков. Как залоговое обеспечение по межбанковским кредитам, - говорит Анатолий Багров. - В условиях всеобщей нехватки денег после кризиса рынок векселей будет развиваться особенно активно, как это было после августа 1998 года. Те, кто сегодня умеет работать с векселями, будут продолжать с ними работать".