Блеф по-русски

26 июля 2004, 00:00

Под Лондоном завершился крупнейший в мире авиасалон Фарнборо-2004. Подписав на выставке многомиллиардные контракты, Boeing и Airbus отрапортовали о преодолении кризиса. Наши авиастроители вместо твердых заказов получили лишь обещания о грандиозных сделках в будущем

Емкость рынка новых гражданских самолетов и услуг, связанных с их эксплуатацией, в последующие двадцать лет достигнет 5,4 трлн долларов. Как прогнозируют эксперты, не менее 2 трлн долларов из них авиакомпании потратят на приобретение примерно 25 тыс. новых авиалайнеров, в результате чего общемировой парк гражданских воздушных судов удвоится.

Прогноз уже начал сбываться в Фарнборо. Авиакомпания Emirates разместила заказ на 13 самолетов Boeing 777 на сумму почти 3 млрд долларов. Бразильская авиакомпания GOL заказала у Boeing 17 самолетов Boeing 737, заплатив за них 2,7 млрд долларов. Успехи Airbus впечатляют еще больше. Авиакомпаниям Турции европейцы продали на выставке 36 самолетов семейства A-320 за 1,5 млрд долларов, а с национальной авиакомпанией эмирата Абу-Даби Airbus подписал контракт на поставку 24 лайнеров A-380 на сумму более 7 млрд долларов.

На этом фоне заявления наших авиастроителей о грядущих крупных сделках прозвучали, мягко говоря, неубедительно. Так, гендиректор АХК "Сухой" Михаил Погосян объявил о подписании предконтрактных соглашений с авиакомпаний "Сибирь" на поставку 50 региональных самолетов RRJ примерно на 1 млрд долларов. Это очень похоже на блеф. Разработка RRJ продолжается почти три года, но ощутимых результатов как не было, так и нет. А "Сибирь" не располагает должными средствами для покупки RRJ. В прошлом году "Сибирь" получила прибыль в размере всего около 1 млн долларов (при объеме продаж в 11,1 млрд рублей), которую акционеры авиакомпании направили на покрытие убытков прошлых лет. Но главный сюрприз российским журналистам в Фарнборо преподнес президент ОАО "Туполев" Игорь Шевчук, заявивший, что его компания в ближайший месяц сформирует портфель заказов на 100 самолетов марки "Ту" общей стоимостью 2 млрд долларов. Правда, покупателей самолетов г-н Шевчук не назвал.