Атомная энергетика сегодня является одной из важнейших отраслей украинской экономики. Четырнадцать энергоблоков украинских АЭС дают около 45% всей украинской электроэнергии, при этом "атомное" электричество оказывается вдвое дешевле, чем выработанное на тепловых электростанциях. Кроме того, оборудование большинства тепловых электростанций морально и физически устарело и не может обеспечить роста выработки электроэнергии. Так что от развития атомной энергетики, по большому счету, зависят перспективы экономического роста Украины. Все топливо для украинских АЭС импортируется из России -- на это Украина ежегодно тратит порядка 300 млн долларов. Вот эта цифра и стала предметом нового скандала: весной в ряде украинских СМИ появились утверждения, что Украина закупает российское топливо по искусственно завышенным ценам. Вслед за журналистами проблемой озаботились и депутаты Верховной рады, так что сегодня "атомные разборки" идут уже на верхних этажах украинского истеблишмента.
Из первых уст
"Исторически так сложилось, что на всей территории бывшего СССР топливо для атомных электростанций изготавливают только на территории России - это компания ТВЭЛ, - рассказывает корреспонденту 'Эксперта' бывший замминистра топлива и энергетики Украины Николай Штейнберг. - Такой монополизм приводит к тому, что, по нашим оценкам, российское топливо сегодня уже процентов на десять-пятнадцать дороже, чем на мировом рынке, при худшем качестве". Другие украинские специалисты называют еще большие цифры. "Я считаю, что цены топлива надо пересчитывать на чистый уран, - говорит директор киевской экспертно-консультационной фирмы 'Эффективная энергетика' Михаил Ватагин. - И тогда получается, что при мировой цене урана около 980 долларов за килограмм Россия поставляет нам топливо для АЭС по 1200-1250 долларов". Особое негодование украинских атомщиков вызывает ценовая политика ТВЭЛа в отношении российских потребителей. "Российским станциям ТВЭЛ поставляет топливо практически в два раза дешевле, чем на Украину, - возмущается Николай Штейнберг. - Учитывая, что мы даем ТВЭЛу около 60 процентов экспортной выручки, получается, что за счет Украины фактически идет компенсация потерь от поставок топлива россиянам".
У российских атомщиков, разумеется, есть свое мнение на этот счет. "В 1997 году ТВЭЛ выиграл тендер на поставку топлива для украинских АЭС, на котором мы соперничали с американской фирмой Westinghouse, - рассказывает вице-президент ОАО ТВЭЛ Антон Баденков. - На основании этого тендера сейчас идет поставка топлива на украинские АЭС, все его условия выполняются, никаких изменений не было. Ценовые условия поставок - это конфиденциальная информация, которую я не имею права разглашать, но с 1997 года, когда заключался контракт, мировые рынки и урана, и атомного топлива сильно изменились. Так что можно говорить, что поставки на Украину осуществляются нами не на 25 процентов дороже, а на 25 процентов дешевле тех цен, которые есть на рынке. Кроме того, мы заинтересованы не только в развитии взаимовыгодного сотрудничества в области поставок ядерного топлива на украинский рынок, но и в развитии интеграционных связей с украинскими предприятиями, создании совместных производств, выгодных как для Украины, так и для России. В этом отношении у нас есть взаимопонимание с Минтопэнерго Украины, НАЭК 'Энергоатом'. На этом принципе строится и ценовая политика".
Этому, кстати, есть подтверждения и с украинской стороны. Летом 2002 года Виталий Гайдук, бывший тогда министром топлива и энергетики Украины, говорил в одном из интервью: "Согласно договоренности с российской компанией ТВЭЛ, стоимость атомного топлива для украинских АЭС уже в течение трех лет на 25 процентов ниже минимальной рыночной цены, и скидка будет действовать по отношению к Украине еще четыре года, постепенно уменьшаясь". То есть до 2006 года Украина будет получать российское топливо для атомных станций по цене ниже мировой.
Кроме якобы завышенной цены российского топлива украинцы заявляют о его низком качестве по сравнению с продукцией западных фирм. "Западное топливо дает около 50 тысяч мегаватт в сутки в пересчете на тонну урана, российское - в лучшем случае сорок, - говорит Николай Штейнберг. - То есть проигрывает на 10-15 процентов. Кроме того, российские сборки надо менять через два-три года, а западные уже работают и по четыре года. А замена сборок - это остановка реактора на несколько месяцев. Так что в сумме при использовании американского топлива затраты украинских АЭС были бы на 25 процентов ниже, чем сейчас".
Здесь российские атомщики тоже не соглашаются с украинскими коллегами. "Дело в том, что Украина только в этом году начала переход на топливо нового типа, - говорит Антон Баденков. - Много лет до этого она использовала старое топливо, которое, естественно, качеством хуже, чем то, которое мы выпускаем сегодня. Новое топливо по качеству точно не уступает американскому, и это доказывает опыт его использования на атомных электростанциях в Восточной Европе: можно посмотреть отчеты, и сразу станет все ясно. Мы знаем характеристики и американского, и французского топлива и поэтому можем смело идти на любой тендер, потому что по качеству и цене обязательно выиграем. Это доказано на рынках Восточной Европы, Финляндии, Азии".
Но оппоненты гнут свою линию. "Если ТВЭЛ не пересмотрит ценовую политику, Украина будет вынуждена перейти на американское топливо, - говорит Николай Штейнберг. - Это будет колоссальный ущерб для обеих сторон, для ТВЭЛа потеря украинского рынка вообще будет означать банкротство. И решение российская сторона должна принимать быстро, потому что уже в конце этого года Westinghouse поставит нам первые шесть сборок для Южно-Украинской АЭС. Два-три года понадобится для оценки их работы, и уже с 2009 года мы можем полностью перейти на американское топливо".
Впрочем, российские атомщики относятся к такой перспективе спокойно. "Мне очень жаль, что Украина, перейдя на американское топливо, напрасно потеряет десятки миллионов долларов, потому что цены на продукцию Westinghouse мы прекрасно знаем - они намного выше наших, - говорит Антон Баденков. - Доказательством могут служить несколько выигранных нами тендеров в Восточной Европе: даже те восточноевропейские страны, которые сейчас вступили в Евросоюз, предпочитают заключать контракты с ОАО ТВЭЛ до конца срока эксплуатации электростанций, имея в виду ценовые и качественные характеристики нашей продукции".
Трудно сказать, какова действительная цель развернувшейся кампании -- снижение цен на российское топливо для украинских АЭС или банальное лоббирование американской Westinghouse.