Пятнадцатого июля правительство обсуждало программу государственных внешних заимствований на 2005 год. Минфин и МЭРТ, как всегда, во мнениях разошлись. Министр финансов Алексей Кудрин призывал не брать новые займы и не наращивать внешний долг. "Одна из важнейших задач правительства - дальнейшее сокращение государственного долга до безопасного уровня - 20-25 процентов от ВВП", - заявил г-н Кудрин на заседании правительства.
Надо сказать, что к концу 2004 года совокупный госдолг России составит 26,5% ВВП, а общий "вес" иностранного долга (государственного и корпоративного) - примерно 30% ВВП. Это, как считает директор департамента международных финансовых отношений госдолга и государственных финансовых активов Минфина РФ Сергей Колотухин, "умеренный уровень по сравнению с развитыми странами". Однако российская экономика, полагают в Минфине, больше подвержена рискам, чем экономики развитых стран, а потому безопасный уровень долга должен быть гораздо ниже.
Глава МЭРТ Герман Греф к внешним займам относится терпимее. Он настаивает как минимум на трех новых кредитах Всемирного банка - на модернизацию системы госстатистики (80 млн долларов), на реформу региональных финансов (100 млн долларов) и на реформу ЖКХ (300 млн долларов). И все же победил Минфин. Что уже входит в обычай: месяц назад он уже переиграл МЭРТ - настоял на профиците бюджета, вместо того чтобы пустить излишки на реализацию федеральных целевых программ и госинвестиции, что усилило бы конкурентоспособность российской экономики.
В 2005 году российское правительство практически полностью отказывается от привлечения новых внешних займов. Согласно принятому плану, реализовываться в основном будут те проекты, что уже начаты с международными финансовыми организациями, - на общую сумму в 952 млн долларов. Единственный новый кредит Всемирного банка - предположительно в 200 млн долларов - пойдет на реформу ЖКХ. Реформу госстатистики, реформу региональных финансов и другие проекты решено финансировать из бюджета. В случае форс-мажора правительство имеет право привлечь на внешних рынках за счет выпуска еврооблигаций еще 2,5 млрд долларов.
Не толкаться на рынке
По вопросу снижения государственного внешнего долга разошлись не только мнения Минфина и МЭРТа, но и экспертов.
Так, экономист ИК "Тройка Диалог" Антон Струченевский выступает за снижение госдолга. "Проблема в том, что наш внутренний финансовый сектор просто не в состоянии обеспечить спрос на кредиты со стороны крупных компаний. Максимальный объем заимствований на внутреннем облигационном рынке - 10 миллиардов рублей, или 300 миллионов долларов, - это капля в море для крупных компаний. Если требуется заимствование в миллиард долларов, то компания просто вынуждена идти на внешние рынки. Если учесть, что сегодня президент и правительство ясно обозначили основной тренд - модернизацию экономики, и инвестиционный спрос явно будет одним из факторов экономического роста, без внешних заимствований частного сектора у нас это вряд ли может реализоваться. Поэтому представляется разумным снижать государственный внешний долг, чтобы дать возможность частным компаниям больше занимать на внешних рынках, при этом обеспечивать общий уровень заимствований на безопасном уровне. Ведь кризисы платежного баланса, связанные с заимствованиями, - весьма распространенное явление. Через это проходит Мексика, азиатские страны. В условиях бума заимствований частного сектора надо аккуратно подходить к заимствованиям сектора государственного", - говорит г-н Струченевский.
Такого же мнения придерживается и cтарший научный сотрудник Института экономики переходного периода Сергей Дробышевский: "Вполне возможно, что совокупный внешний долг России через два года дойдет до 50 процентов ВВП за счет активного выхода на зарубежные рынки крупных российских сырьевых компаний. Уже в настоящее время прирост таких заимствований составляет 30-40 процентов в год. А если учесть, что эти компании очень сильно зависят от внешнеэкономической конъюнктуры, то не исключено, что могут возникнуть проблемы с обслуживанием их долгов".
Однако аргументы критиков госполитики минимизации заимствований тоже весьма серьезны. "Для поддержания высоких темпов экономического роста России надо вкладывать больше денег, например, в крупные инфраструктурные проекты, в транспортную инфраструктуру - глупо надеяться, что частный капитал сам придет туда. Это сфера вложения государственных средств. И для этого внешние займы абсолютно необходимы при условии, которое четко обозначило правительство, что стабфонд и профицит бюджета на подобные цели не идут, - считает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. - Аргументы г-н Кудрина, что займы-де неэффективно используются, а их безопасный уровень должен не превышать 20 процентов ВВП, мягко говоря, неадекватны. То, что деньги используются неэффективно, не значит, что они не нужны".
Революционное решение
Правда, нельзя не заметить, что в программе внешних заимствований Минфина появилось поистине кардинальное новшество. Государство планирует предоставить гарантии в размере 200 млн долларов сроком на 4 года по проекту СУАЛ-холдинга "Коми-алюминий" (проект предусматривает строительство глиноземного и алюминиевого заводов в республике Коми). Партнером России по предоставлению гарантий выступает МБРР - случись что, именно он возместит ущерб инвесторам и кредиторам. Правда, только на 200 млн долларов, а это - капля в море по сравнению с общей стоимостью проекта (2-2,2 млрд долларов). Но дело не в самой сумме, а в том, что впервые крупная частная российская компания смогла получить госгарантии под коммерческий проект. До сих пор такую форму господдержки получали только проекты с государственным участием. Так, с 1997 года началось размещение гарантий на 100 млн долларов по международному проекту создания ракетно-космического комплекса морского базирования "Морской старт"; в 2005 году планируется предоставить гарантии на 21,9 млн долларов под проект запуска космических аппаратов на Байконуре "Наземный старт". Что касается гарантийной линии для мелких проектов в лесном и угольном секторах, то там только еще проводится экспертиза.
Государство страхует инвесторов от самого себя
Холдинг СУАЛ долго шел к получению этих гарантий. По словам аналитика ИК "Проспект" Ирины Ложкиной, он добивался госгарантий последние года три, а может, и больше. Этот вопрос выносился на заседание правительства и в прошлом году, однако кабинет Касьянова выступил против такой инициативы. Сейчас же алюминщики не скрывают своей радости. "Предоставление правительственных гарантий по некоммерческим рискам, безусловно, окажет положительное влияние на реализацию проекта 'Коми-алюминий', значение которого трудно переоценить не только для Республики Коми, но и для экономики России в целом", - говорит директор департамента по связям с общественностью СУАЛ-холдинга Алексей Прохоров. Устраивает алюминщиков и сумма гарантий. "Объем гарантий в 200 миллионов долларов США на сегодняшний день является обоснованным. Поскольку в 2005 году мы вступаем в активную фазу реализации второй части проекта - строительство глиноземного завода, этой суммы будет достаточно", - поясняет г-н Прохоров.
Гарантии означают прежде всего, что государство страхует проект от самого себя. И сама формулировка - "от некоммерческих рисков" - подтверждает, что чиновники не будут ставить палки в колеса при реализации проекта. "При нашей российской неразберихе западному инвестору дается инструмент для того, чтобы своевременно получать разрешения и проч. То есть у него появляется уверенность, что всякие административные проблемы при реализации проекта его не коснутся", - говорит Мария Калугина, руководитель департамента гарантийных операций Федерального центра проектного финансирования (центр осуществляет мониторинг проектов). И гарантии в этом случае важны СУАЛу и как инвестору, и как стороне, привлекающей финансирование под проект. "Риск проекта снижается ближе к его завершению. Первоначальный этап - самый рискованный. Именно в этот период необходимы гарантии, тогда последующие инвестиции в проект будут дешевле, - поясняет старший аналитик ИГ 'Атон' Тимоти Маккатчен. - Крупные металлургические компании в России берут деньги на три-пять лет под ставку в 10 процентов годовых. При наличии госгарантии эта ставка может снизиться на 2-3 процентных пункта". Но поскольку гарантируются только некоммерческие риски, а все остальные (потребуется больше вложений, чем ожидалось: проект ли будет окупаться дольше, чем рассчитывали, или же упадут цены на рынке алюминия) лежат на компании, то кредитная ставка может снизиться и не столь сильно.
А вот в привлечении стратегического инвестора госгарантии могут сыграть и более существенную роль. Ведь сейчас СУАЛ как раз ведет переговоры с американской Alcoa, крупнейшим мировым производителем алюминия, о ее участии в проекте "Коми-алюминий" на завершающей стадии - в строительстве алюминиевого завода.
Робкое начало
Выдача госгарантий частной компании - прецедент в финансовой политике государства. Все постдефолтные годы оно с упорством наращивало всякого рода профициты, непроизводительные фонды и резервы. А тут наконец-то решило заняться производственной сферой. Поддержка крупномасштабных проектов в металлургии, инфраструктурном и транспортном секторах - это именно то, что нужно экономике России. "Мелким компаниям такие гарантии предоставлять не нужно, пусть рынок сам разбирается, будет ли в городе N производство пельменей или нет. Однако важно, чтобы это все делалось на рыночных условиях, а не по принципу 'кто кому близок'", - говорит г-н Маккатчен. Но чтобы реально помогать таким проектам, одних гарантий с формулировкой "от некоммерческих рисков" мало. А вопрос предоставления более широких гарантий упирается в финансирование - выделить больше средств в бюджете государство пока не готово.
"Необходимый объем ресурсов для развертывания системы государственных программ (проектов), обеспечивающих при помощи привлечения капитала частных инвесторов расшивку узких мест экономического роста, может быть получен за счет расширения заимствования на внешнем и внутреннем рынках и за счет перехода к политике нулевого бюджетного профицита (по проекту бюджета-2005 профицит должен составить 1% ВВП. - 'Эксперт'), - считает эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов. - Механизмом привлечения российского бизнеса могла бы стать система государственно-частных программ и проектов, управляемых на паритетной основе. Механизм диалога власти и бизнеса по поводу формирования пакета таких программ может быть завязан на вновь сформированный совет по конкурентоспособности".
В заключение отметим, что в США, где государство совсем не балует частные компании своей финансовой поддержкой, накоплено действующих госгарантий частному бизнесу на один триллион долларов - это почти 10% ВВП и около трети бюджета страны. В пересчете на масштабы российской экономики сопоставимый размер госгарантий был бы равен 40-50 млрд долларов. Пока же выделено только 200 млн. Но, как говорится, лиха беда начало.