На Урале изгнания и добровольные уходы из главной партии страны начинают приобретать массовый характер. Так, в июле депутаты фракции "Единой России" в гордуме Екатеринбурга добились принятия в муниципальный устав поправок, в соответствии с которыми в представительный орган местной власти будут избираться 35 депутатов-одномандатников (а не 27, как сейчас). Областной партийный политсовет, возглавляемый председателем областного правительства Алексеем Воробьевым, потребовал от депутатов-единороссов голосовать за смешанную систему выборов, по которой 21 депутат гордумы избирался бы по семи трехмандатным округам, а остальные 14 - по партийным спискам. Но депутаты не послушались: с их точки зрения, мажоритарная система больше подходит для организации непосредственного контакта с избирателями.
В результате на президиуме политсовета партийцы постановили изгнать из своих рядов восьмерых "инакомыслящих", в том числе теперь уже бывшего лидера фракции ЕР в гордуме, руководителя частной службы спасения Дмитрия Волкова. Но те и сами временно приостановили свое членство в ЕР и обратились с открытым письмом к председателю Высшего совета партии Борису Грызлову. "Политсовет регионального отделения партии превращается в рычаг идеологического и административного давления на неугодных людей, а само свердловское отделение 'Единой России' превратилось в разменную карту для аппаратно-политических игр", - написали несогласные.
В Москве вряд ли обратят внимание на письмо: как показывает парламентская практика, единодушие и чистота партийных рядов для "Единой России" приоритетнее внутрипартийной дискуссии, да и смешанная избирательная система выгоднее ведущей парламентской партии.
События, аналогичные екатеринбургским, взорвали спокойствие и челябинского отделения ЕР. В Южноуральске политсовет местной партийной ячейки перешел из рук генерального директора местного завода "Кристалл" Станислава Абдрафикова к мэру Владимиру Шаврину. Более 70 членов партии обвинили Шаврина в использовании процедурных манипуляций для получения поста лидера партячейки и оповестили Бориса Грызлова о своем выходе из "Единой России".
Одновременно из челябинского общерегионального политсовета партии исключен экс-секретарь Челябинского городского отделения ЕР предприниматель Салават Курманов - за отказ выполнять решение политсовета о реструктуризации городского отделения. Вместе с Курмановым членство в политсовете потеряли еще семеро его сподвижников, несогласных с отставкой своего лидера. 10 августа на очередном заседании политсовета Курманова вообще исключили из партии за "распространение клеветнических сведений, порочащих имя партии". Поводом послужило интервью Курманова, которое он дал незадолго до отставки. Он, в частности, сказал тогда, что ему предлагали взятку в размере 300 тыс. долларов за добровольный отказ от партийных должностей.
По мнению местных наблюдателей, скандал вызван намерением областных властей поставить во главе городской парторганизации более лояльную и контролируемую персону, заменить накануне декабрьских выборов челябинского мэра представителей бизнеса на проверенных выходцев из власти. Скорее всего, так оно и есть: Курманова сменил член Совета Федерации Евгений Елисеев (до избрания в СФ от областного правительства он занимал должность первого заместителя главы Челябинска Вячеслава Тарасова, поддерживаемого губернатором Петром Суминым), районные парторганизации Челябинска повсеместно переходят под контроль муниципальных чиновников, лояльных областным властям.
Конфликт по линии "предпринимательство-чиновничество" дополняет намечающийся внутрипартийный раскол, вызванный продавливанием "Единой Россией" пакета социальных законов. По мнению депутата Государственной думы Владимира Рыжкова, депутаты-одномандатники, в особенности те из них, кто состоялся в бизнесе, мягко говоря, испытывают дискомфорт от манеры партийного и фракционного руководства поддерживать дисциплину административным "рулежом".
События, происходящие в ЕР вообще и в его уральских отделениях в частности, вызывают сомнения в том, что партии власти удастся сохранить единство и целостность. По мнению доктора политических наук Сергея Мошкина, сегодня "Единая Россия" начинает напоминать КПСС. "В результате у членов партии, особенно у тех, которые привыкли к политической конкуренции и коллективному обсуждению проблем, авторитарные тенденции, административное давление вызывают протест. Возможно ли длительное существование такой партии? Да, но только в случае установления в обществе авторитарного политического режима", - говорит эксперт.
Рассуждая о возможном расколе партии, Сергей Мошкин отмечает: "Уровень доверия людей к партиям и парламенту очень низкий. Государственной думе доверяют лишь девять процентов населения России. Очевидно, что принятие непопулярных в народе социальных законов снизит рейтинг доверия к Госдуме и правительству. На этом фоне 'Единая Россия' потихонечку начинает раскалываться. Большая часть единороссов настроена на безоговорочную поддержку любых действий правительства, на модернизацию, инициированную сверху, и на поддержание монопартийной системы. Другая часть, меньшая по количеству, придерживается демократических ценностей и заинтересована в том, чтобы в партии сохранилась политическая дискуссия. Вероятно, здесь и пройдет линия раскола".
Екатеринбург