Механическая сюита

Культура
Москва, 16.08.2004
«Эксперт» №30 (430)

Режиссер Алекс Пройяс - один из главных голливудских мастеров по перенесению на киноэкран комиксов. Недавно на российский экран вышел его новый фильм "Я, робот" - на этот раз режиссер экранизировал классика американской фантастики Айзека Азимова, изрядно его осовременив. Азимов сочинял трогательные сентиментальные рассказы об антропоморфных, тщетно силящихся достичь максимальной очеловеченности машинах. Пройяс же решил создать новое евангелие киберпанка, окончательно свергнув с постамента устаревшую "Матрицу".

Все приметы жанра налицо: перед нами недалекое будущее, в котором торжествует цифровая цивилизация, внешне благополучная и комфортная, но таящая в себе страшные, апокалиптические угрозы. Мир полон незаменимых слуг человечества - железных антропоморфных роботов, подметающих пыль, разносящих пиццу, выгуливающих собак. Люди сибаритствуют и благоденствуют, лишь один не дремлет. Доблестный полицейский Спунер (Уилл Смит) с большим подозрением относится к прямоходящим железкам, периодически пытаясь их арестовать за мнимые преступления. Между тем вот-вот наступит настоящий золотой век - некая корпорация-монополист готовит к выпуску новых роботов, наделенных пародией на лицо и зачатками мышления, но при этом готовых с тем же усердием ухаживать за ленивым человечеством.

Разумеется, здесь-то и кроется подвох - не за горами очередной футуристический Армагеддон, столкновение духа и стали. Любому, хотя бы отдаленно знакомому с последними достижениями голливудской фантастики, ясно, что чрезмерное доверие к машинам несет в себе смертельную угрозу, что Уилл Смит окажется очередным Избранным, что дело закончится смутным намеком на евангельские мотивы. Удивительно другое - с какой скоростью киберпанк, еще недавно претендовавший на глубинные философские откровения, оказался усвоен и поглощен масс-культурой. Уильям Гибсон, Филип Дик, Брюс Стерлинг и их последователи из мира кино создавали трагическую метафору столкновения культур, глобального преображения мироздания; Алекс Пройяс сооружает бодрый боевик, явно воспринимая киберпанк как очередной комикс, требующий незамедлительного переноса на экран. В "Матрице" братья Вачовски пытались переработать всю современную поп-культуру, втиснуть ее в формат нового Откровения. В результате, как и следовало ожидать, она сама переработала тех, кто с ней слишком смело заигрывал.

Новости партнеров

«Эксперт»
№30 (430) 16 августа 2004
Экономический рост
Содержание:
Фрадкономика

Российская экономика сохраняет перспективы роста, но суммарное влияние конъюнктуры мировых рынков, "дела ЮКОСа" и банковского кризиса делает ее все более и более сырьевой

Международный бизнес
Наука и технологии
Реклама