Благосостояние зависит от методики

Повестка дня
Москва, 16.08.2004
«Эксперт» №30 (430)

На минувшей неделе российское правительство блестяще продемонстрировало, что показатели экономического роста - вещь относительная. Неизменны только законы арифметики

На заседании правительства в прошлый четверг вице-премьер РФ Александр Жуков огласил несколько новых цифр, характеризующих развитие российской экономики. По его словам, размер ВВП РФ на душу населения в конце 2004-го - начале 2005 года составит 10 тыс. долларов. Россия, по словам вице-премьера, по этому показателю сравняется с Испанией, Кореей, Грецией, Чехией и Венгрией. А заодно и с Португалией - по классификации Всемирного банка она входит в ту же группу, что и упомянутые г-ном Жуковым страны. Примечательно, что догнать именно эту страну по ВВП на душу населения поставил целью Владимир Путин всего три года назад, но тогда сравняться с Португалией предполагалось за двадцать лет.

Секрет "двадцатилетки за три года" раскрывается просто - все дело в методике подсчетов: Жуков оценивает ВВП по паритету покупательной способности (ППС), а президент имел в виду номинальный ВВП на душу населения. Он у нас и сейчас примерно вчетверо ниже португальского - у нас менее 3,7 тыс. долларов, у них - около 11 тыс. Впрочем, и данные по ППС сильно расходятся у разных аналитиков. ЦРУ США, например, в своем справочнике приводит совершенно другие оценки.

А еще вице-премьер предложил скорректировать срок, в течение которого ВВП будет удвоен, - по мнению г-на Жукова, это произойдет лишь к 2012 году. Впрочем, можно достичь удвоения ВВП и к 2010 году, но только если сравнивать с годом двухтысячным. Таким образом, блестяще доказан арифметический закон: если ВВП растет примерно на 7,4% в год, то за десятилетие он удвоится - независимо от того, какой год брать за основу.

Новости партнеров

«Эксперт»
№30 (430) 16 августа 2004
Экономический рост
Содержание:
Фрадкономика

Российская экономика сохраняет перспективы роста, но суммарное влияние конъюнктуры мировых рынков, "дела ЮКОСа" и банковского кризиса делает ее все более и более сырьевой

Международный бизнес
Наука и технологии
Реклама