Политика вокруг нефти

16 августа 2004, 00:00

На прошлой неделе государство начало проводить нефтяную продразверстку. В российские нефтедобывающие компании направлены ревизоры из Министерства природных ресурсов, прокуратуры и ФСБ - они призваны отследить соответствие реальных и задекларированных объемов добытой нефти

Для России это беспрецедентная по масштабам проверка отрасли, где большая часть производства находится в частных руках. Косвенно эта акция могла быть спровоцирована новой угрозой ЮКОСа остановить нефтедобычу, а это - 20% российского экспорта. С прошлой недели Group MENATEP объявила ЮКОСу дефолт по кредитам на общую сумму в 2,6 млрд долларов, настаивая на аресте счетов компании. Угрожая локальным дефицитом в 700 тыс. баррелей в день, "Менатеп" пытается активизировать своих защитников на Западе.

Другое важное событие вокруг "дела ЮКОСа" - в качестве оценщика "Юганскнефтегаза" выбран немецкий инвестиционный банк Dresnder Kleinwort Wasserstein (DrKW). Этим шагом - и это очевидно - западной и российской общественности демонстрируется, что государство идет по прозрачной схеме продажи активов компании. Однако скептически настроенные аналитики полагают, что удовлетворять стандартам западной "чистоты" и при этом соблюсти национальные интересы властям не удастся. Как заметил глава Агентства по топливу и энергетике Сергей Оганесян, если конкурс по активам бывшей империи Ходорковского будет открытым, а цены реальными, то даже по частям купить эти активы смогут только иностранцы.

И все-таки наиболее реальным представляется такой сценарий: активы ЮКОСа по ценам, обозначенным DrKW, покупает государственная "Роснефть" с использованием государственного же кредита. По крайней мере такая логика позволяет увязать перемещение Игоря Сечина из президентской администрации в "Роснефть" и выбор немецкого аудитора.