Два шага до элиты

Русский бизнес
Москва, 16.08.2004
«Эксперт» №30 (430)
Российские производители железнодорожных машин могут войти в число лидеров мирового рынка. Для этого есть все предпосылки - конкурентные преимущества, созданные в советское время, пространства для консолидации отрасли и страстное желание бизнесменов войти в мировую элиту

Всего несколько лет назад отрасль находилась в полном упадке: повсеместное падение спроса на вагоны, локомотивы и путевую технику привело почти все предприятия на грань банкротства. Резкий рост спроса начался лишь три года назад. Источник оживления - инвестиционная деятельность бывшего Министерства путей сообщения, ныне преобразованного в ОАО "Российские железные дороги". Сейчас можно говорить не только о возрождении отрасли, но и о создании на советских активах крупных эффективных холдингов. Судя по всему, наши производители железнодорожных машин в состоянии конкурировать с мировыми лидерами.

По оценке германской аналитической компании SCI Verkehr, в 2003 году продажи железнодорожного оборудования в мире составили около 66 млрд долларов, при том доля России и стран СНГ достигла почти 5 млрд долларов. Предполагается, что к 2008 году этот рынок увеличится еще на миллиард. По нашему мнению, западные эксперты сделали слишком осторожный прогноз: только рынок вагонов и локомотивов, согласно официальным заявленным заказам РЖД до 2010 года, потянет на 3,5 млрд долларов ежегодно. Если же учесть потребности независимых операторов (порядка 50% от потребностей РЖД) и компаний из других стран СНГ, мы можем оценить потенциал российского рынка железнодорожного оборудования в 12 млрд. Это почти 20% мирового рынка, примерно столько же железнодорожной техники продается в США и Канаде. Именно по этой причине российский рынок станет местом конкурентной борьбы мировых грандов. И именно поэтому у отечественных бизнесменов, лучше любых иностранцев осведомленных о структуре внутреннего спроса, есть шанс бороться за вхождение в мировую элиту.

Вагоновожатые

В 2003 году РЖД вдвое увеличили объемы финансирования программы обновления подвижного состава. В текущем году объемы инвестиций возрастут еще на 50%, железнодорожники намерены приобрести около 13 тыс. грузовых и 580 пассажирских вагонов, более 60 локомотивов. Намечена также модернизация 6 тыс. грузовых вагонов, более 400 локомотивов, около 400 пассажирских вагонов. РЖД также планируют резко нарастить покупку цистерн, чтобы сохранить за компанией более 50% перевозок нефти и нефтепродуктов.

На российских железных дорогах уже практически сформировался конкурентный рынок подвижного состава, где, с одной стороны, представлены сами РЖД, а с другой - некоторое количество независимых грузо- и даже пассажироперевозчиков. К примеру, независимые операторы в отдельных сегментах железнодорожных перевозок контролируют до 20-40% рынка. Эти операторы самостоятельно закупают вагоны и локомотивы, формируя альтернативный к РЖД покупательский спрос. Например, в этом году компания Brunswick Rail Leasing заявила о готовности создать до 2008 года парк из 10 тыс. собственных вагонов, на закупку которых предполагается потратить полмиллиарда долларов. Для начала в июле компания заказала на Украине 500 вагонов-минераловозов, половина из которых уже сдана в лизинг компании "ФосАгро". Подобных примеров множество. Частными становятся даже электро

Новости партнеров

«Эксперт»
№30 (430) 16 августа 2004
Экономический рост
Содержание:
Фрадкономика

Российская экономика сохраняет перспективы роста, но суммарное влияние конъюнктуры мировых рынков, "дела ЮКОСа" и банковского кризиса делает ее все более и более сырьевой

Международный бизнес
Наука и технологии
Реклама