С большим замахом

Андрей Виньков
16 августа 2004, 00:00

Компания "Трансмашхолдинг", консолидируя рынок, будет на равных конкурировать с мировыми лидерами отрасли, такими как Alstom, Bombardier или Siemens, - так считает председатель совета директоров компании Дмитрий Комиссаров

- Заводы транспортного машиностроения стали получать заказы не так давно, не более трех лет назад. К тому моменту на рынке уже появился "Трансмашхолдинг". Как вам удалось предугадать рост спроса?

- Некоторые ответственные чиновники бывшего Министерства путей сообщения были уверены в том, что проблема дефицита вагонов и локомотивов стоит не так остро. Но у любой техники есть срок службы и износ. Износ очень велик: специалистам было понятно, что рано или поздно спрос на новый подвижной состав появится. Сложно было только оценить, когда именно. Даже сейчас пик спроса еще не наступил.

- Рентабельны ли сейчас продажи?

- Мы работаем де-факто на одного покупателя - Российские железные дороги. Он и диктует свои условия. Сейчас рентабельность для нас - весьма зыбкая категория. С монопольным покупателем торговаться трудно, РЖД дает нам закладывать в отпускные цены лишь семь-восемь процентов рентабельности. Для нас это очень мало, нам нужно пятнадцать-двадцать процентов, а с перспективой растущих потребностей железнодорожников и все двадцать-двадцать пять - когда заводы физически изношены, требуются серьезные капвложения. Одна из самых важных - задача разработки новой техники, на что тоже необходимы деньги. Но со своими семью процентами мы не сможем конкурировать с иностранцами. Ведь там доходность продаж не менее пятнадцати-двадцати процентов, которые идут в том числе и на финансирование конструкторских разработок. Хорошо еще, что у нас НИОКР частично финансирует РЖД, но, раз мы строим самостоятельную компанию, роста этих затрат нам тоже не избежать.

Впрочем, наших железнодорожников тоже можно понять. Если бы они не имели потолка роста тарифов, то спокойно бы соглашались на наши условия.

- Если давление монопольного покупателя столь велико, зачем же вы решили этим бизнесом заняться?

- Мы рассчитываем и на более выгодных клиентов - независимых перевозчиков. Мы думаем, что реформа РЖД продолжится, а вместе с ней будет множиться число компаний - владельцев собственного тягового и подвижного состава. Они уже появляются. Через три-четыре года мы сможем продавать железнодорожную технику по более приемлемым для нас ценам.

- Что нужно для повышения конкурентоспособности России на мировом рынке в области железнодорожного машиностроения?

- Нужны новые технические разработки, новые передовые технологии. Уже сейчас понятно, что для этого нужна определенная масса - компания, объем продаж которой ниже некоторого уровня, не в состоянии конкурировать в этом бизнесе с мировыми лидерами. Чтобы конкурировать, скажем, с транспортным блоком Siemens, пороговое значение продаж должно составлять не менее двух-трех миллиардов долларов.

Многие наши конкуренты за рубежом уже прошли этап консолидации. Лет двадцать назад в США и Европе существовало большое количество компаний и отдельных предприятий в области транспортного машиностроения, как сейчас в России. Потом прошла жесткая консолидация и образовалось несколько мировых грандов.

- Вы предлагаете такую же тотальную консолидацию на российском рынке?

- Да, и это проблема государственной важности. Рано или поздно мы вступим в ВТО, и тогда нам придется бороться с лидерами мирового рынка. Чтобы конкурировать с ними, надо стать большим. В противном случае мы "сдадим" им рынок.

Сейчас многие выступают против консолидации в отрасли. Логика такая: чем больше конкурирующих поставщиков, тем лучше товар. Но со вступлением в ВТО конкуренция перестанет быть внутрироссийской. Это значит, придется финансировать множество инвестпроектов. Десять миллионов долларов инвестиций для российского предприятия с оборотом восемьдесят-сто миллионов долларов - это проблема. Для Siemens, оборот которого только в рамках транспортного блока составляет пять с половиной миллиардов долларов, это сущие копейки.

Только при достижении определенного объема продаж "Трансмашхолдинг" сможет конкурировать с иностранцами. В соответствии с соглашением с РЖД мы планируем к 2007 году достичь оборота в два миллиарда долларов. И это не будет монополией - уже сейчас рынок железнодорожной техники в России оценивается в три-четыре миллиарда долларов в год.