Сражение за каждый миллион

Андрей Виньков
16 августа 2004, 00:00

Локомотивостроение это не нефтянка, поэтому надо прилагать колоссальные усилия для победы в тендерах ценой всего 10-20 миллионов долларов, считает гендиректор Коломенского завода Владимир Власов

- Заказы со стороны РЖД растут. Что будет, если РЖД не выполнит условия своей инвестпрограммы, есть ли у вас пути к отступлению?

- Сегодня достаточно ясны объемы заказов, которые железнодорожники могут нам дать до 2010 года. Поэтому перед нами стоит задача наращивать производство на тридцать-сорок процентов ежегодно. Даже если РЖД и не реализует заявленные цели в полной мере, мы сможем продать всю производимую продукцию, ведь мы работаем не только с РЖД. Мы, например, являемся поставщиками ВМФ России, стабильного заказчика. Вообще РЖД - не самый рентабельный потребитель, но масштабный и массовый. Поэтому значимость его для нас велика.

- Сколько стоит создать новую модель тепловоза с нуля? Насколько конкурентоспособна ваша продукция в сравнении с западными аналогами?

- Создание нового тепловоза требует порядка 8 миллионов долларов. На Западе - в несколько раз дороже. Что касается конкурентоспособности, то она видна на следующем примере: мы выиграли тендер, проводимый Государственными железными дорогами Германии Deutsche Bahn на поставку шестидесяти четырех дизельных двигателей. В прошлом году этот контракт был нами завершен.

- Двигатели, наверное, предназначались для тех тепловозов, которые еще в советское время были проданы ГДР?

- Ну и что? Нашей победе на тендере предшествовали двухгодичные сравнительные испытания трех фирм, две из которых были западными. Теперь на базе последних разработок этого дизеля мы собираемся к 2007 году совместно с "Лугансктепловозом" сделать мощнейший в Европе грузовой тепловоз для частных операторов европейских стран.

- И на какой объем заказов вы рассчитываете?

- От двадцати до ста двадцати машин.

- В год?

- Нет, всего.

- Одна машина стоит миллиона два-четыре. Получается, что в случае неудачного стечения обстоятельств вы предполагаете потратить на проектирование и строительство десятки миллионов долларов, а получить всего лишь сорок миллионов?

- Локомотивостроение это же не нефть и не добыча руды. Даже если это будет заказ на двадцать машин, то за него придется серьезно побороться. Здесь за каждый десяток миллионов долларов приходится биться, как на войне. И это закон рыночной экономики. Если мы хотим переориентировать страну с экспорта сырья на экспорт готовой продукции, мы должны привыкнуть к тому, что придется вкалывать за каждый миллион долларов. Даже если заключаемый контракт будет всего на двадцать машин, мы на это пойдем. Может быть, этот проект не принесет нам больших доходов, зато наши конструкторы, что называется, на кончиках пальцев ощутят возрастающие сложности западных технологических стандартов.