Тактическая комиссия

Главной задачей нового состава Еврокомиссии станет проведение в ЕС экономических реформ. Либералы из восточноевропейских и малых стран Евросоюза получили свободу действий

Недавно назначенный президент Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу объявил ее новый состав. В европейских столицах с напряжением ожидали первого серьезного решения, которое должен был принять бывший португальский премьер в новой должности. Результат оказался неожиданным практически для всех. В новой Еврокомиссии - теперь в нее входят не 15 комиссаров, как прежде, а 25 - все ключевые портфели оказались розданы представителям маленьких стран новой Европы. Исключение разве что Великобритания, но ее мелкие государства считают выразителем своих интересов в стане политических тяжеловесов.

Еврокомиссия в новом своем составе выглядит так, словно теперь уже в ЕС франко-германский блок не доминирует, словно его интеграционистской политике пришел конец. На самом же деле "вес" мелких либерально настроенных стран во главе с Великобританией увеличивается, но одновременно с этим резко сужается круг вопросов, которые предстоит решать еврокомиссарам. Фактически новая комиссия создана для выполнения тактической задачи - провести в ЕС экономические реформы. Стратегические же вопросы будут решаться на уровне Cовета ЕС, где франко-германский блок своего могущества не утратил.

Не ждали

Главой Еврокомиссии Баррозу стал почти чудом. Его кандидатура всплыла в последний момент, как последний компромиссный вариант - когда окончательно стало ясно, что ни один из кандидатов, предлагаемый странами-тяжеловесами, не пройдет процедуры голосования. Франция и Германия настаивали на кандидатуре бельгийского премьера Ги Вирховстадта, а Великобритания, которую поддерживали маленькие страны, лоббировала своего нынешнего представителя в Еврокомиссии Криса Паттена.

Если бы президентом Еврокомиссии стал Вирховстадт, то она продолжила бы свою деятельность по федерализации Евросоюза и дальше делегировала бы Брюсселю права национальных государств. А британский кандидат сфокусировал бы деятельность новой еврокомиссии на создании свободного рынка внутри ЕС и дальнейшей либерализации его национальных экономик.

Франция и Германия согласились на назначение Баррозу только при условии, что им будут переданы ключевые портфели в новой Еврокомиссии. Так, Германия рассчитывала на образование поста суперкомиссара, который был бы наделен значительно более широкими полномочиями, чем обычный чиновник, и курировал бы весь экономический блок, а в обновленном составе Еврокомиссии в нем четыре портфеля. Франция же хотела заполучить себе место комиссара по конкуренции, что позволило бы ей и дальше успешно лоббировать интересы французских компаний, когда они входят в противоречие с более жизнеспособными производителями из других стран ЕС.

Однако тот состав Еврокомиссии, что огласил ее новый президент, выглядит принципиально иным. Германский комиссар Гюнтер Ферхойген (в составе уходящей Еврокомиссии он заведовал расширением ЕС) получил не весь экономический департамент, а лишь одну четверть желаемого - его назначили комиссаром по промышленности. Остальные экономические должности достались Британии, Ирландии и Нидерландам - эти страны, в отличие от "этатистских" Франции и Германии, сторонницы более широких рыночных реформ.

Ключевой экономический пост - комиссара по внутреннему рынку - отдан Чарли Маккриви, последние семь лет он работал министром финансов Ирландии. Пост комиссара по торговле (в уходящей комиссии его занимал француз Паскаль Лами) достался британцу Питеру Мандельсону - это один из самых верных соратников британского премьера Тони Блэра по лейбористской партии и бывший министр по торговле и промышленности Британии. Портфель комиссара по конкуренции перешел Нили Крус-Смиту, бывшему министру транспорта Нидерландов. Представитель Франции Жак Барро получил лишь портфель комиссара по транспорту - должность эта второстепенная, она соответствует лишь половине полномочий комиссара по транспорту и энергетике в уходящей комиссии.

Победа либералов

Подход Баррозу к формированию нового европейского правительства вызвал бурную реакцию практически во всех странах ЕС. Доминирует мнение, что расклад сил в ЕС кардинально изменился: Франция и Германия с их интеграционными и протекционистскими устремлениями уже не предопределяют политику Еврокомиссии. Теперь у руля ЕС стоят рыночные либералы из мелких и новоевропейских стран: они заинтересованы в меньшей политической централизации ЕС и больше склонны к дружбе с англо-американским блоком. "Такой подбор комиссаров на экономические посты свидетельствует о том, что Еврокомиссия Баррозу будет значительно либеральнее прежних комиссий", - рассказал "Эксперту" директор отдела политики лондонского Центра европейских реформ (CER) Алисдер Мюррей.

Единственный вопрос, который беспокоит сторонников нового главы ЕС, - это откровенный, с их точки зрения, разлад в отношениях с Францией, основным двигателем европейской интеграции. Аналитики отмечают, что на протяжении последних пятидесяти лет никому в Европе не удавалось добиться ощутимых успехов или хотя бы удержаться у власти, если его деятельность откровенно противоречила политическим взглядам французской элиты. Отмечая храбрость и практически революционный подход португальца, многие всерьез сомневаются в том, что его политика окажется жизнеспособной без поддержки Франции.

Впрочем, перспективы Баррозу не столь уж плохи, как это может показаться. Франция и Германия были бы куда больше довольны, если бы Еврокомиссию возглавил их друг и соратник из Бельгии - она-то разделяет интересы франко-германского блока. Однако и Баррозу с его "новой политикой" не выходит за рамки того сценария, который был разработан идеологами ЕС для новой Еврокомиссии.

Новый состав еврокомиссаров будет решать не стратегические, а тактические, очень конкретные задачи. Самая важная из них на сегодня - повышение эффективности и конкурентоспособности экономики ЕС. По сути, в следующие пять лет Евросоюз собирается вплотную приблизиться к реализации своей старой мечты - перегнать Америку. Жозе Баррозу решил сам возглавить группу еврокомиссаров, которые будут работать по Лиссабонской повестке дня - программе экономической модернизации ЕС, нацеленной на превращение ее экономики в динамичную и высокотехнологичную. Для этой работы деятельный и хваткий Баррозу, прославившийся на своей родине радикальными, но действенными экономическими реформами, даже с точки зрения Франции кандидатура почти что идеальная. "Если комиссия Проди фактически была 'комиссией расширения', то новая комиссия, судя по назначениям, должна стать 'комиссией экономической реформы'", - сказал "Эксперту" экономист лондонского Economist Intelligence Unit Ян Фридрих.

Решением же стратегических для ЕС вопросов новая Еврокомиссия заниматься не будет. Реальная политическая власть в Евросоюзе будет сконцентрирована в руках Совета ЕС - иными словами, в руках глав национальных государств. На базе Совета ЕС, согласно проекту новой конституции, будет создан и пост постоянного президента Евросоюза, который будет выбираться на срок от 2 до 5 лет. А в этом без активного франко-германского участия не обойтись.

Лондон-Москва