Встречи с Владимиром Путиным в его резиденции в Сочи, которая состоялась в прошлый понедельник, президент Белоруссии Александр Лукашенко терпеливо ждал с пятницы. Все это время в администрации российского президента пытались решить, что же все-таки обсуждать с белорусским коллегой. С одной стороны, такие встречи всегда должны быть итогом предварительных соглашений - не дай бог, дискуссия окажется "прорывом" в отношениях и все кулуарные договоренности, скажем, по ценам на газ и его транзит, нужно будет пересматривать. С другой стороны, очевидная пустота российско-белорусской повестки дня не должна так явно бросаться в глаза - тем более в сезон летнего политического затишья. Оголодавшая пресса непременно это подметит и разнесет в пух и прах дипломатические реверансы двух лидеров государств, которые, очевидно, не особо друг друга жалуют.
Это и произошло. "По сути, никаких проблем у нас сегодня не осталось. Теперь нужно думать, что требуется сделать, чтобы вывести ситуацию в двусторонних отношениях на еще более высокий уровень", - говорил Путин. Лукашенко вторил: "Мы укрепили фундамент, и теперь можно надстраивать то, о чем мы говорили, мечтали и думали. И это будет прочный дом". В итоге стороны констатировали очевидное: введение российского рубля на территории Белоруссии откладывается еще на год (как минимум до 2006 года), республика принимает условия "Газпрома" по ценам на газ (между 53,5 и 55 долларами за тысячу кубометров, а не 41, как хотел Минск) и транзит (между 1,02 и 1,09 доллара за 1000 кубометров на 100 км, что в два раза больше желаемого "Газпромом"), акционирование белорусских перерабатывающих и газотранспортных компаний может пройти в обмен на акции российских компаний. Президенты увлеченно обсуждали энергетику и избегали политики. Разве что Владимир Путин посчитал необходимым очень осторожно высказаться по поводу слов влиятельного американского сенатора-республиканца Джона Маккейна, заявившего аккурат накануне сочинской встречи из далекой Риги, что "мы будем бороться за то, чтобы Белоруссия освободилась от тирании": "Давать оценки нашим действиям в сфере экономики, политики, социальной сфере и внутренней безопасности нужно, как и положено в демократических странах, единственным демократическим способом - на выборах".
За газовой завесой
Значит ли это, что Москва согласилась с планами Лукашенко провести референдум о продлении своих полномочий еще на один срок, чтобы в 2006 году уверенно победить на "демократических" белорусских выборах? Белорусская оппозиция восприняла саму сочинскую встречу как примирение, как "добро" Москвы на новый эксперимент в республике: мол, эта идея должна стать пробным камнем в русле аналогичных планов Кремля. "А в чем, собственно, выражается примирение? Белоруссия обязана до конца этого года все выданные ей займы отдать. Республику перевели на общий порядок налогообложения по импортируемым ею энергоресурсам, оплата газа будет производиться по рыночным ценам. Да, принципы российской внешней политики по отношению к Белоруссии не сформулированы, но есть главный принцип - не идентифицировать республику с личностью Лукашенко", - заявил "Эксперту" аналитик российского Института стран СНГ Александр Фадеев. Главная цель белорусского президента достигнута не была - одобрения "третьего срока", скрытого за газовой завесой, не произошло.
Предполагалось, что Лукашенко заявит о своих планах еще 3 июля на грандиозных мероприятиях по случаю 60-летней годовщины освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков. Для него эти дорогущие празднества, приглашения на которые были отосланы почти всем лидерам стран СНГ, имели то же символическое значение, что и 300-летие Петербурга для российского истеблишмента. Но произошло ЧП. В конце июня, когда Путин, Кучма и Лукашенко совместно открывали под Черниговом славянский фестиваль "Дружба-2004", российский президент, поглядывая на белорусского, саркастически заметил: "Ни великодержавным шовинистам, ни националистам не удастся растащить нас по затхлым психушкам". Хуже того, в начале июля Путин позвал к себе лидеров десяти стран СНГ на неформальный саммит, запомнившийся обывателям лошадиными скачками на приз президента, а политическим комментаторам - активным кулуарным общением. Получилось как нельзя кстати - Путин, Кучма и Назарбаев не стали невольными свидетелями и соучастниками неконституционных шагов Лукашенко, а последний исключался из списка гостей, так как должен был присутствовать на "важных государственных мероприятиях".
Запланированное политическое шоу Лукашенко в Минске с целью обретения легитимности третьего срока в глазах элиты СНГ провалилось. "Мы не можем запретить белорусскому лидеру делать что бы то ни было, но Москва достаточно внятно дала понять, что к третьему сроку Лукашенко она относится негативно. В значительной степени благодаря ее влиянию вопрос о всенародном референдуме в поддержку новых полномочий белорусского лидера теперь не стоит. Референдума в том виде, в котором он его задумывал, скорее всего не будет. Другое дело, что конституционные изменения могут пойти другим путем", - заявил "Эксперту" председатель коллегии Совета по внешней и оборонной политике России (СВОП) Сергей Караганов. Надо сказать, что СВОП - это фактически единственный на сегодня орган в России, который систематически "занимается" Белоруссией, имея весьма устойчивые связи в администрации президента. Проводя встречи с оппозицией и белорусским истеблишментом в Москве, он действует не столько "по заданию", сколько в русле логичной стратегии - стимулировать российское влияние на пространстве СНГ.
Сложности с выдвижением против Лукашенко перспективной кандидатуры сравнимы разве что с проблемами американцев, которые пытаются предложить альтернативу свергнутому Саддаму. С принципиальной разницей - фигура на смену, возможно, будет предложена в ходе президентских выборов в Белоруссии в 2006 году. Главная задача - обыграть белорусского диктатора на его же поле: путем обеспечения жесткого контроля выборов, предварительно заполнив информационное поле Белоруссии агитацией против него. Это архисложно, поэтому рассматриваются и другие варианты. До сих пор белорусский президент планировал совместить референдум о внесении изменений в конституцию с выборами в парламент республики, которые должны состояться в октябре. Так можно убить двух зайцев - отсечь оппозицию, которая автоматически признает выборы неконституционными и не будет в них участвовать, и заручиться мандатом на третий срок. Но так можно и чересчур разогреть ситуацию. Так что и этот вариант, похоже, уже не актуален.
Лукашенко, а пути назад у него нет, задачу обеспечения легитимности третьего срока решать будет - хотя бы и через подконтрольный парламент. Ситуация у него сложная - отдаляясь от Москвы, он "сбивает" давление Запада, но лишается последней опоры. Сближаясь с Москвой, оказывается в руках тех, кто всерьез намерен лишить его власти. Уже в силу того, что Путин внятно заявил о возможных механизмах интеграции и все они фактически превращают Белоруссию в восьмой федеральный округ, а Лукашенко в избираемого (до поры до времени) полпреда, вариантов для маневра у белорусского лидера нет. Остается только бесконечно продолжать имитацию российско-белорусских межгосударственных отношений, что и было сделано в Сочи.
Чужой среди наших
Правильная стратегия слабого игрока - играть на противоречиях сильных игроков. У США и даже ЕС нет четко выраженной позиции в отношении Белоруссии. Въезд высших белорусских чиновников в США и страны ЕС не запрещен, а приостановлен. Причем не все страны ЕС присоединились к этому запрету. Лукашенко прекрасно отдыхал и в Словении, и в Австрии. Новый американский посол в Минске ведет себя очень аккуратно. Предыдущего посла Майкла Козака, который был слишком активен, по просьбе Лукашенко госдеп отозвал раньше срока. "Мало кто знает, но из года в год Вашингтон продлевает режим наибольшего благоприятствования в торговле с Белоруссией. "Акт о демократизации Белоруссии", о существовании которого еще раз громко заявил сенатор Маккейн, на этом фоне - пустая бумажка. Этот документ ни к чему не обязывает. Лукашенко до определенной степени устраивает США. Реальные проблемы в отношениях с Западом у него начнутся только тогда, когда он реально сблизится с Москвой", - считает Александр Фадеев.
Настоящая борьба за его душу ведется сегодня пока на поле словесной полемики членов околоправительственных структур как в Америке, так и в России. Поскольку Лукашенко фактически пресек деятельность неправительственных организаций на территории республики, перекрыл каналы для выделения грантов и ликвидировал даже местные ячейки молодежных организаций, возможности Маккейна более ограничены, чем возможности Караганова. Российская сторона напрочь лишена опыта работы с неправительственными организациями, но в Белоруссии он не особенно-то и нужен. "Белорусская оппозиция тщетно пытается продемонстрировать перед Западом свои возможности, но способна вывести на улицы Минска не более одной-двух тысяч человек. Процесс ее дробления на мелкие группы идет непрерывно - и на руку Лукашенко. При любых модельных трактовках, как ни крути, треть избирателей упорно голосует за него. Это некая электоральная смесь из сельских жителей и пенсионеров. Ближе к выборам начинается поляризация остальных двух третей. Процентов пятнадцать из них - демократически ориентированная молодежь и интеллигенция. Но больше половины - настоящее центристское болото, оно пассивно, и целенаправленной работы с ним никто не ведет", - заявил "Эксперту" председатель Союза предпринимателей Белоруссии Александр Потупа. Стимулировать активность этого "болота" можно только одним способом - массированной атакой российских телевизионных каналов и выдвижением сильной кандидатуры в противовес Лукашенко.
"В Белоруссии много образованных и интеллигентных людей, из которых, если встанет вопрос о выборах президента, будет выдвинут лидер. Вполне приемлемы на эту роль около десяти человек. До выборов осталось еще много времени, могут быть всякие комбинации, и, учитывая особенности белорусской политической системы, называть их имена еще не время - сгорят. Так что альтернатива Лукашенко есть, а тот, кто говорит, что ее нет, уподобляется тем, кто говорил, что нет альтернативы Ельцину. Наше преимущество в том, что любой перспективный кандидат должен иметь поддержку в Москве. Ведь благодаря ей Лукашенко дважды побеждал на выборах - так он обвел ее вокруг пальца", - считает Сергей Караганов.
Ключевым фактором в мирном свержении Лукашенко должно стать и недовольство белорусского чиновничьего аппарата, который устал от его самоуправства. Уже появляются признаки обструкции белорусского президента - на плановых селекторных совещаниях некоторые чиновники открыто огрызаются на уничижительные реплики Лукашенко в свой адрес. Добрая половина белорусской оппозиции состоит из его бывших министров, а официальный Минск постоянно потрясают посольские скандалы - их главными фигурантами то и дело становятся дипломатические работники, которые накануне своего возвращения на родину в буквальном смысле восстают против батьки.
Чтобы иметь представление о том, какого рода кандидаты могут быть выдвинуты против Лукашенко, можно привести высказывание немецкого эксперта Хайнца Тиммермана, который открыто заявил, что Москва может поддержать бывшего начальника президентской администрации, а ныне президента Национальной академии наук Михаила Мясниковича. Как вариант - дочь первого секретаря ЦК КПБ Наталью Машерову (ее отец Петр Машеров пользовался большим авторитетом в Белоруссии, но погиб в 1980 году в автокатастрофе, которая, как полагается, обильно обросла мифами). Подчеркнем: источники "Эксперта" говорят о десяти кандидатах, и удаление кого-то из вышеупомянутых персон с белорусского политического поля просто бессмысленно. Политическое решение с окончательным выбором кандидатуры, которая могла бы сменить Лукашенко, Кремль еще не принял. Но уже сегодня очевидно, что успех белорусского переворота с подачи Москвы будет первым настоящим достижением российской дипломатии на пространстве СНГ, неуспех - всего лишь одним из многочисленных провалов.