Горячий дом

Юлия Попова
30 августа 2004, 00:00

Ситуация с архитектурой в Москве и Пекине практически идентична. Однако китайцы готовятся вот-вот совершить качественный скачок

Кому как не нам знать, что строительный бум еще не означает появления большого количества хорошей архитектуры. Однако, похоже, дело у нас сдвинулось с мертвой точки - если верить известному британскому архитектору, теоретику и публицисту Нилу Личу, включившему Москву в проект "Горячие города" (Hot Spot Cities), который в конце сентября отправится на I Пекинскую архитектурную биеннале. А пока что этот проект представлен в Музее архитектуры в Москве.

Сумасшедший дом

Идея проекта "Горячие города", по словам Нила Лича, - показать все самое молодое и по-настоящему авангардное в современной архитектуре. Молодое и авангардное обнаружилось в Мехико, Лондоне, Нью-Йорке, Любляне, Милане, Риме, Лос-Анджелесе, Токио, Пекине и Москве. Москва вошла в число "горячих городов" благодаря проектам и постройкам Александра Бродского, архитектурного бюро "А-Б" Андрея Чельцова, Андрея Савина и Михаила Лабазова, "Обледенения архитекторов", бюро "Проект Меганом" и Рема Коолхааса, который сейчас делает для "Кроста" проект реконструкции района пятиэтажек на северо-западе столицы. Отобранные куратором "горячей Москвы" Еленой Гонсалес имена и объекты Лич охарактеризовал как "абсолютно сумасшедшие", что в его понимании означает "героически противостоящие рутинному архитектурному мейнстриму". В самом деле, "Домик для водочных церемоний" Бродского из старых оконных рам, безумные здания-грибы, которые "А-Б" предлагает раскидать по московским набережным, или затея подкопаться под лежащую в основании Москвы базальтовую плиту, посетившая "Обледенение архитекторов", - все это на рутину никак не похоже. Да и выстроенный "Проектом Меганом" на Остоженке первый (со времен дома Мельникова) частный дом в центре Москвы - тоже не без налета безумия: в зимний сад выходит стеклянная стена бассейна, в котором где-то высоко-высоко, как в закрытом шлюзе, плещется вода.

Кураторы других "горячих городов" по очереди будут приезжать в Москву, и мы сможем узнать, как борются с архитектурной рутиной там. Пока что у нас в гостях Пекин, и надо сказать, что по части "абсолютного сумасшествия" их молодые архитекторы нашим уступают: их больше волнуют гармония с природой и социальные проблемы.

Города-побратимы

Вообще начать с Пекина было очень правильно. Не потому, что Пекин - хозяин грядущей биеннале, а потому, что положение архитектурных дел в Москве и Пекине прямо-таки завораживает сходством. И у нас, и у них последние полтора десятка лет прошли под знаком строительного бума. И у нас, и у них (выставка тому подтверждение) есть хорошие архитекторы - которые, впрочем, погоду, по большому счету, пока не делают. И в Москву, и в Пекин наведываются звезды мировой величины. В Пекине Рем Коолхаас выиграл конкурс на проект новой штаб-квартиры китайского центрального телевидения. В Москве Коолхаас проектирует тот самый 75-й квартал, где вместо пятиэтажек появятся башни, а весь транспорт спрячется под землю. Правда, в Пекине власти приостановили осуществление коолхаасовского проекта на неопределенное время. А в Москве власти сначала одобрили квартал "Русский авангард" Эрика ван Эгераата, но потом попросил его "подвинуться" с Якиманки в неизвестном направлении. В Пекине знаменитые швейцарцы Жак Херцог и Пьер Де Мерон будут строить новый олимпийский стадион, а у нас, судя по намерениям "Капитал Груп", будет строить (правда, пока неизвестно, что именно) сама Заха Хадид. Влиятельнейшие журналы Japan Architect и Architectural Record посвятили новой китайской архитектуре по целому выпуску. На счету нашей молодой (читай: московской) архитектуры две выставки - одна в Лондоне, другая в Венеции в рамках прошлой архитектурной биеннале.

То есть баланс архитектурных побед и потерь у Москвы и Пекина примерно одинаков. Правда, только до конца сентября, когда в Пекине откроется архитектурная биеннале, по размаху вполне сопоставимая с именитой венецианской. С ней-то китайцы и связывают главные надежды на качественный скачок в архитектуре. И тут остается только позавидовать, потому что и мы с замиранием сердца ждем не дождемся этого самого качественного скачка.