Не только нефть

Юлия Гончарова
30 августа 2004, 00:00

Томская область пытается строить гармоничную экономику, где высокие доходы от нефти помогают развивать сектор высоких технологий

Виктор Кресс возглавляет Томскую область уже тринадцать лет. Дольше него этим регионом управлял только знаменитый Егор Лигачев.

В 26 лет Виктор Кресс стал директором совхоза, это было в 1974 году. Потом был директором предприятия "Сельхозхимия", первым секретарем райкома, председателем областного совета народных депутатов. В 1991 году указом президента Виктор Кресс назначен губернатором Томской области, в 1995-м, 1999-м и 2003 годах уверенно подтверждал свои полномочия на выборах.

Серьезных противников в области у губернатора нет, он умеет ладить со всеми. В его персональный актив жители вносят строительство дорог и поддержку науки и вузов, которыми еще с досоветских времен славился Томск.

Наиболее значимые сферы экономики области сегодня делят три крупные компании: ЮКОС, "Газпром" и РАО ЕЭС. Корпоративных конфликтов в регионе нет, областная дума губернатору вполне лояльна. Виктор Кресс работает в полном согласии с мэром Томска Александром Макаровым. Не слишком ли все тихо и благостно на политическом небосклоне Томской области и не похоже ли это на застой? - с этого вопроса корреспондент "Эксперта" начал интервью с губернатором Виктором Крессом.

- Застой во времена реформ? Так не бывает. Ситуация постоянно меняется - не соскучишься. Оппонентов, критиков у меня хватает, но я стараюсь находить общий язык со всеми. Это возможно, когда прислушиваешься к советам, когда во всякой критике пытаешься найти соль. Я считаю, что любой политик должен уметь слушать и слышать. Скажем, между многими моими коллегами и мэрами областных центров есть конфликты. Все столичные города находятся в более выгодном положении, чем другие муниципалитеты области, здесь, как правило, и большая налогооблагаемая база, и больше бюджет. А задача любого губернатора в том, чтобы не только столица, но и другие города обеспечивались средствами. Мы же не можем допустить, чтобы в Томске зарплата бюджетника была кратно выше, чем в таежном Тегульдете. Периферия, как правило, дотационна. У кого-то нужно взять, чтобы дать другим. Вот и берем мы в столичных городах. Так везде: и в Томске, и в Кемерове, и в Новосибирске, и в Омске. Будет конфликт или нет, это зависит от ума губернатора и мэра. Можно найти общий язык, а можно перейти в открытое противостояние. Последнее всем надоедает, и в конечном счете это негативно скажется на обоих. Мы с мэром Томска Александром Макаровым это понимаем, и, хотя у нас немало претензий друг к другу, все вопросы решаем за столом переговоров.

Многие спорные вопросы возникают из-за того, что населению непонятен принцип разделения власти. К примеру, когда я езжу по районам области, меня часто спрашивают: почему подъезды грязные? Или почему ЖЭУ плохо работает? А я, зная, что это не мои функции, не могу от этого отмахнуться - не хочу, чтобы складывалось ощущение, что я снимаю с себя ответственность. Но если по закону разделено, то у меня нет властных полномочий для решения этих вопросов и нет рычагов воздействия на мэров. Так идет с начала девяностых годов прошлого века. Все полномочия трех ветвей власти - муниципальной, региональной и федеральной - распределяются сверху вниз, по принципу "кто выше, тот и прав". Взять, к примеру, собственность. Федеральный центр постарался максимально все оставить себе, остальное распределил по остаточному принципу - муниципальной и региональной власти. И что? Памятники архитектуры - а у нас в регионе их более тысячи - все в федеральной собственности, а реконструировать их - денег нет. Да и пусть. Мы же не денег просим у центра. Но мы не можем на эти цели направить средства из регионального бюджета - нецелевое использование. А что сейчас происходит с вузами и наукой? По новому закону мы просто не имеем права помогать высшим школам и НИИ, не можем дать ни копейки - тоже нецелевое расходование. Да и что, в Москве знают, чем наши вузы живут? Знают, какие у них проблемы? Москва за три с лишним тысячи километров - она все наши проблемы никогда не узнает.

Сейчас примерно треть регионального бюджета формируется за счет топливно-энергетического комплекса. Когда-то это закончится. Но за счет чего люди здесь будут жить, бюджет формировать? Мы считаем, что ставку нужно делать на инновации, на вузы и науку. Мы два года назад первыми в России разработали стратегию инновационного развития и движемся шаг за шагом, взаимодействуем с министерствами, с ведомствами, подтягиваем вузы. Сегодня в каждом учебном учреждении начинают появляться инновационные предприятия. Причем сначала они были малыми, а сегодня они производят продукции больше, чем предприятия традиционного машиностроения. И здесь горизонты очень широкие. Но если этот закон выполнять, то мы никак не сможем помогать нашим вузам. И это в условиях, когда каждый пятый взрослый человек в Томске - студент. Половина экономически активного населения так или иначе причастна к вузам и науке. Сейчас мы начинаем разрабатывать дополнения, изменения, говорим в министерствах, в ведомствах, а они отвечают: да, перегнули палку. Но прежде, чем принимать такие судьбоносные законы, неплохо было бы посоветоваться в регионах. Две недели назад я был в Москве, рассказал о ситуации в комитетах Совета Федерации и Госдумы - везде соглашаются, что нужно законы о разграничении полномочий и научно-технической политике доработать. Потому что если регионы инновациями не будут заниматься, то кто этим будет заниматься? Закон должен приниматься тогда, когда он благотворно влияет на большую часть территорий.

- Не устали доказывать свою правду перед федеральными чиновниками?

- Есть некоторая усталость. Для Томской области это были крайне непростые годы. Однако за это время команда областной исполнительной власти приобрела новый, совершенно уникальный опыт управления. Мы учимся работать по-рыночному. В советское время Томская область по основным показателям занимала среди всех регионов место примерно в седьмом десятке. Теперь она уверенно вошла в тридцатку субъектов федерации и получила оценку международных и отечественных экспертов как область с большим потенциалом и динамичным развитием. Мы занимаем лидирующие позиции в Сибирском федеральном округе по темпам прироста промышленной продукции, инвестициям и росту уровня жизни.

- Томскую область можно назвать и одним из нефтяных центров Сибири. Ведь один из крупнейших налогоплательщиков в бюджет области - компания ЮКОС.

- ЮКОС приобрел крупный пакет акций ВНК и подконтрольной ей компании "Томскнефть" в 1996 году. Я помню, как господин Ходорковский стоял здесь перед картой области и говорил, что их компания добывает нефть, платит налоги, а как власть их распределит, ему неинтересно. Но со временем изменилась политика компании: ЮКОС развернул у нас целую сеть социальных проектов. И, кстати, Томская область стала единственным российским регионом, где два года назад удалось выйти на уровень добычи нефти, превышающий докризисный.

- А как вообще у вас складываются отношения с крупным бизнесом?

- У бизнеса и власти интересы расходятся - бизнес старается минимизировать налоги, а власть в основном за счет этого формирует бюджет. С другой стороны, мы прекрасно понимаем, что нельзя резать курицу, которая несет золотые яйца. Поэтому налоги должны не только нести фискальную функцию, но и как-то стимулировать производство. И в этой части мы находим общий язык и с крупным, и с малым бизнесом. Мы считаем, что наша задача в том, чтобы бизнес развивался, а не уходил с территории. Это трудно сделать. К примеру, есть у нас Томский нефтехимический комбинат, построенный еще в семидесятых годах. Были у него раньше большие проблемы - там несколько раз менялись собственники. Многотысячный коллектив оставался без работы, а если и работал, то зарплату не получал. За эти годы предприятие перекрыло все проектные показатели на десять-сорок процентов. Оно производит пропилен, полиэтилен. Зарплата отличная. Постоянно увеличивает объемы производства. Но все финансовые потоки идут туда, где находится собственник, - в Москву. Справедливо это по отношению к региону? Я думаю, нет. Многие мои коллеги напрямую договариваются с предприятиями об особых формах поддержки регионального бюджета. Но я считаю, что туда, где есть такого рода договоренности, можно смело идти с проверкой. Я не понимаю в этом вопросе позицию федерального центра: в любом случае центр соберет свою долю налога. А регионам от этого несомненная выгода - и это правильно, ведь здесь идет нагрузка на экологию, здесь работают люди. Сейчас существует несколько каналов увода денег: межбюджетные отношения, банки (у нас ведь своих банков нет, все филиалы столичных) и третий канал - вертикально интегрированные компании. И все это возможно по закону.

По мере накопления капитала люди меняются. Они взрослеют. Даже психология у лавочников разная. Начинающий агрессивен, а тот, у кого устоялся бизнес, уже более спокоен, лучше понимает нужды общества. Так вот, в России бизнес еще не вырос. Причем если с малым и средним бизнесом можно найти общий язык быстро, то с крупными компаниями сложнее - у них есть свои рычаги влияния на власть в регионах. Но и у власти они есть. Любой вопрос решается, если эти отношения взаимовыгодные. Мы подписываем с крупными предприятиями соглашения о сотрудничестве, где оговариваем выгодные предложения и для территории, и для компании. К примеру, с "Газпромом" в 1998 году было подписано соглашение, сейчас уже второе подписали, проанализировав и дополнив первое. С РЖД подписываем соглашения каждый год, с ЮКОСом, с РАО ЕЭС. Кстати, как раз на примере с ЮКОСом можно увидеть эволюцию взаимоотношений между бизнесом и властью.

- И как сказалась ситуация с ЮКОСом на экономике Томской области?

- Пока никак - объемы добычи стабильны, социальные программы финансируются. Может быть, наивно так думать, но я считаю, что нефть в Томской области качать не перестанут. И нефтяники будут продолжать работать. Но я вижу тревожное ожидание в коллективах. И это беспокоит. Поэтому как можно быстрее хотелось бы определенности. Ведь нефтянка - такая отрасль, где будущие объемы добычи закладываются сегодня - это дело не одного года. Сейчас нефтяники начинают работу по крупному проекту "Правобережье" - разведку нефти и газа на на правом берегу Оби. Вполне возможно, что там есть два новых Самотлора.

- Но вы также сказали, что необходимо искать альтернативу сырьевому сектору экономики...

- Мы уже нашли. Понимаете, низкая конкурентоспособность - угроза национальной безопасности России. Именно поэтому президент сформулировал национальную идею как достижение конкурентоспособности граждан, органов власти, предприятий и всей страны в целом. Человек должен быть конкурентоспособным, город, деревня, отрасль производства и вся страна. Наша страна - часть мировой экономики. И очевидно, что по мере интеграции в международное экономическое сообщество страна будет сталкиваться с конкуренцией нового типа в новых условиях экономики знаний.

Может ли российский бизнес предложить адекватный ответ на возникающие вызовы? Каким образом могут быть созданы долгосрочные и устойчивые конкурентные преимущества России? Понятно, что конкурентоспособность страны, в частности региона, формируют прогрессивные компании, имеющие потенциал развития и добивающиеся конкурентных преимуществ на российских и мировых рынках. Но конкурентоспособность компаний во многом зависит и от внешних условий, которые диктует мировой рынок, от создания условий для развития бизнеса в государстве и области. Давно известно, что инвестор идет в тот регион, где ясна стратегическая позиция. Ведь понятная стратегия, политическая стабильность и прозрачные правила ведения бизнеса - основа эффективного взаимодействия бизнеса и власти, а значит, и конкурентные возможности. Вспомните, как и на чем завоевывали лидерство ведущие в мировой экономике страны мира. Германия - это система профессионального обучения, промышленный опыт, уровень развития технологий и эффективная банковская система. Италия - выдающийся дизайн. США - развитый рынок капитала, высокий уровень производительности и эффективный маркетинг. Китай - огромный внутренний рынок, последовательная государственная политика, помноженная на усердие населения. Финляндия - упор на развитии кластеров, телекоммуникаций, энергосбережении. Россия, к сожалению, пока еще ищет подходы к повышению своей конкурентоспособности. И хорошо, если мы будем одними из тех, кто предложит свой подход.

В чем же наши конкурентные преимущества? Ответ мы дали, когда готовили стратегию инновационного развития Томской области. Мы сделали ставку на наукоемкий бизнес через создание вокруг университетов малых и средних предприятий, через организацию соответствующих структур вокруг академической науки. Если еще два года назад в общем составе предпринимательского производства малые наукоемкие предприятия занимали четыре процента, то сегодня - шесть-семь процентов. Темпы роста наукоемкого бизнеса в последние годы - двадцать пять-тридцать процентов, а в этом году ожидаем сорок. Это в несколько раз выше темпов роста промышленного производства.

Для того чтобы конкурировать на глобальном рынке, мы должны быть умнее других, способными к генерации новых и продуктивных идей, а также эффективными с точки зрения организации и управления, чтобы успешно претворять свои идеи в жизнь. Но это понимаем не только мы. Путь инновационного развития выбирают и другие российские регионы, где мощнее промышленный и инфраструктурный потенциал. Из наших соседей это Красноярск и Новосибирск. Понимаете, вопрос стоит так: или мы развиваемся как сырьевой регион с неопределенными перспективами, или боремся за интеллектуальное лидерство. Несомненно, это сложная задача. И потребуются серьезные изменения мировоззрения подавляющей части населения. Да, это стратегическая цель не на один год и даже не на пятилетие. Но я убежден, что это единственно верный для нас путь. Интеллектуальное лидерство - достойная стратегическая цель для Томской области.