"Чайники" под контролем

Ирина Коробкова
13 сентября 2004, 00:00

Лидерство на рынке страхования частных лиц захватили крупные финансово-страховые группы. Это стало следствием введения ОСАГО и расширения кредитного и, в частности, ипотечного страхования

Процесс формирования финансово-страховых групп, который начался несколько лет назад, набирает обороты. Всего год назад доля таких конгломератов на рынке страхования физических лиц составляла 15-25% в Москве и 10% в регионах. Сейчас этот показатель достиг 40-45%.

Бурный рост катализировался введением обязательного страхования автогражданской ответственности. Этот вид обязательного страхования потребовал от страховщиков наличия разветвленной сети продаж и больших финансовых вливаний. Но усиление роли финансово-страховых конгломератов объясняется и действием иных факторов. За последний год значительно вырос рынок ипотечного страхования и рынок страхования получателей кредитов, на котором преуспели страховщики, находящиеся в тесном взаимодействии с банками.

Выгодный симбиоз

Безусловный лидер среди финансово-промышленных конгломератов - связка "Росгосстрах"-"Тройка Диалог". Среди других крупных игроков - группа "Альфа", в которую входит Альфа-банк и компания "АльфаСтрахование", и группа "Уралсиба", в которую помимо одноименного страховщика (бывшего когда-то Промышленно-страховой компанией) входит и одноименный инвестбанк (известный ранее как "НИКойл"). Формируется группа "ГУТА-Страхование"-Внешторгбанк. Все перечисленные игроки располагают мощными финансовыми активами, которые позволяют им легко маневрировать на рынке и приспосабливаться к изменению его конъюнктуры, а значит, делают рынок более устойчивым и конкурентным.

За счет близости к ресурсам банков и инвесткомпаний страховщикам, входящим в финансовые группы, удалось безболезненно увеличить уставный капитал, требования к минимальному уровню которого повышены с 1 июля этого года. Планку в 20 млн рублей (это минимум, который может составлять уставный капитал страховой компании, имеющей право заниматься страхованием жизни) основные страховщики с легкостью преодолели. Возможности лидеров рынка, поддержанных акционерами-банками и финансовыми институтами, в десятки раз больше.

Для финансовых структур страховой бизнес - это в первую очередь объект для инвестиций. Группа "Тройка Диалог" за три года вложила в компанию "Росгосстрах" около 200 млн долларов, включая расходы на покупку акций страховщика, и сделала компанию одним из лидеров рынка. Правда, по словам гендиректора "Росгосстраха" Даниила Хачатурова, "страхование - не очень выгодный бизнес, и компанию еще только предстоит сделать рентабельной", однако это не исключает высокой рентабельности инвестиций в компанию для ее акционеров.

Еще три-четыре года назад любая покупка страховщика воспринималась как подготовка к последующей перепродаже. Сегодня инвесторы рассматривают страховой бизнес как объект для долгосрочных, стратегических вложений, прекрасно осознавая конкурентные преимущества совместной работы в связке "банк-инвестиционная компания-страховая компания". Основное преимущество финансово-страховых групп перед отдельными страховщиками в том, что они могут предоставлять клиенту комплексные продукты, включающие как страхование, так и другие финансовые возможности - ипотеку, кредитование, банковское обслуживание. Несомненно, финансово-страховым группам организационно проще реализовывать такие виды услуг. Но в то же время на рынке есть примеры взаимодействия не связанных банков и страховых компаний. Например, совместные проекты осуществляют Международный московский банк и "Ингосстрах".

Ипотека не смотрит на Запад

Вовлечение физических лиц в страхование через ипотеку - уже вполне оформившаяся тенденция. Такая практика активно используется не только отечественными страховщиками, но и западниками, которые начинают выходить на российский рынок, не дожидаясь вступления России в ВТО. Недавно американская компания Delta Capital Management объявила о продаже своего пакета акций московского "ДельтаБанка", специализирующегося на ипотеке, компании General Electric Consumer Finance, финансовому подразделению GE. Одно из направлений деятельности этой группы, чьи активы превышают 117,4 млрд долларов, как раз страхование кредитов. Российские финансово-страховые группы пока что находятся в другой весовой категории, так что выход такого гиганта на российский рынок мог бы стать поводом для разговоров о необходимости защиты отечественного страхового рынка от иностранных конкурентов. Однако практика показывает, что иностранные компании, уже присутствующие здесь, не особенно успешно конкурируют с российскими страховщиками. Так, например, американский страховой гигант AIG уже много лет присутствует на российском рынке в лице своей "дочки" - "AIG Россия". И эта компания по объему страховой премии находится, скорее, в разряде средних, чем крупных страховщиков.