Бум потребительских кредитов. Навсегда?

Штефан Дертниг
20 сентября 2004, 00:00

Российский рынок потребительского кредитования имеет огромный потенциал роста. Кредитный кризис, аналогичный корейскому, нам пока не грозит

По итогам прошлого года объем рынка потребительского кредитования в России достиг 10,2 млрд долларов, увеличившись более чем вдвое. В нынешнем году каких-либо признаков угасания розничного кредитного бума пока не просматривается. Тем не менее масштаб рынка частных займов все еще крайне мал в сравнении с другими странами с переходной экономикой - он составляет не более 2-3% ВВП по сравнению, например, с 6% ВВП в Венгрии и более чем 10% ВВП в Эстонии. Даже в Болгарии, более бедной в терминах дохода на душу населения стране, объем рынка потребительского кредитования составляет сегодня 4% ВВП. На наш взгляд, это довольно убедительно свидетельствует в пользу существенного потенциала этой ниши розничного бизнеса. По оценкам The Boston Consulting Group, бурный рост рынка потребительских займов в ближайшие пять лет продолжится, при этом рост потребления населением кредитных продуктов будет по-прежнему опережать рост благосостояния. Общий объем рынка к 2008 году, согласно оптимистичному сценарию, может достичь более 30 млрд долларов.

Заоблачные ставки

Высокий риск бизнеса определял довольно высокие ставки, первоначально установленные банкирами для кредитов населению. Разрыв между ставками кредитов для предприятий и организаций и ставками для граждан составлял на заре становления рынка около 10 процентных пунктов (по рублевым кредитам). Сейчас этот спрэд уменьшился до 6-6,5 пункта, но по сравнению с другими странами все еще достаточно высок.

На начальном этапе развития рынка ставки, декларированные банками, как правило, не отражали полной стоимости кредита для частного заемщика. Потребителю приходилось выплачивать за пользование кредитом значительно больше, чем было красиво преподнесено в рекламных сообщениях. Учет всех дополнительных расходов (на рассмотрение заявки, на открытие и ведение счета и проч.) мог привести к значительному росту стоимости кредита.

Рынок кредитных продуктов развивался неравномерно, что переопределено неравномерностью распределения доходов по России. Очевидно, что основным рынком стала Москва, где уровень благосостояния на душу населения является самым высоким в стране. Однако доля столицы имеет тенденцию к постепенному снижению. Если поначалу на Москву приходилось около 40% выданных потребительских кредитов, то уже спустя два года этот показатель снизился до 30% и продолжает снижаться. По предварительным оценкам, через десять лет доля Москвы может составить около 20%.

Что в кредитной корзине

Сейчас на рынке представлено несколько типов кредитных продуктов.

Прежде всего это стандартный банковский кредит, целевой или на неопределенные цели, получить который можно в отделении банка. Для этого надо пройти более или менее сложную процедуру рассмотрения заявки - банк принимает решение в течение нескольких дней или недель. Как правило, стандартный банковский кредит сопровождается относительно высокими требованиями к заемщику, требуется подтверждение его доходов или залог. Однако, имея такие гарантии, банк снижает свои риски и в результате предлагает более низкие ставки.

Другая ниша - это магазинные, или экспресс-кредиты. Это кредиты на определенные товары - бытовую технику, автомобили и т. д. В идеальном случае решение о выдаче (или невыдаче) такого кредита принимается практически мгновенно, однако практика показывает, что иногда решения приходится ждать по нескольку часов. Скорость принятия решения о выдаче кредита обусловлена минимальным набором необходимых для этого документов и справок. Однако и ставки по ним одни из самых высоких, что должно компенсировать банкам высокие риски передачи средств в долг "человеку с улицы". Очевидно, что такого рода кредиты не предполагают предварительного "близкого знакомства" банка и клиента и могут характеризоваться скорее как одноразовые.

Продолжающееся сокращение прибыли сделает выдачу разовых экспресс-кредитов невыгодной. Для получения большей отдачи от розничного бизнеса банки должны выстраивать долгосрочные отношения с клиентами, предлагая им продукты длительного пользования - кредитные карты и/или текущие счета с овердрафтом

Самостоятельный и относительно новый вид кредитования для частных лиц на российском рынке - это овердрафты. Этот банковский продукт характеризуется определенным лимитом задолженности, который может погашаться и возобновляться в полном объеме в течение срока действия договора несколько раз. В рамках офердрафта происходит кредитование расчетного счета клиента при отсутствии или нехватке денежных средств в пределах установленного договором лимита.

Получение овердрафта предполагает довольно тесные отношения между банком и клиентом, при этом банк предпочитает клиентов, которым он может доверять, - как правило, получение овердрафта предполагает наличие положительной кредитной истории. Крайне желателен и подтвержденный высокий доход. Ставки здесь устанавливаются довольно высокие, но надо иметь в виду, что этот продукт максимально удобен в использовании с потребительской точки зрения.

Наконец, самостоятельный кредитный продукт - кредитные карты. Сегодня многие россияне уже понимают, что не всякая пластиковая карта является кредитной. В условиях сильнейшей кэш-культуры российские потребители отдают предпочтение деньгам, которые можно увидеть и пересчитать. В 2003 году из всех операций с пластиковыми картами только 10% были направлены на совершение платежей. Остальное - обналичивание средств. При этом, например, среднестатистический американец оплачивает свои покупки наличными только в трети случаев, в остальных случаях он использует карту (дебетовую или кредитную) или чеки. Но тем не менее кредитные карты в России находят все большее применение. Тем более что процедура их получения, как правило, не требует большого количества документов и времени. Ставки по этому виду кредита относительно высоки.

Как меняется "соотношение сил" между перечисленными четырьмя базовыми типами кредитных продуктов? До недавнего времени стандартный банковский кредит абсолютно доминировал по объемам, а экспресс-кредиты были наиболее массовым и быстрорастущим сегментом. Однако сейчас ситуация меняется. Все большему числу заемщиков процедура получения стандартного кредита кажется слишком затянутой и обременительной. Как правило, требуется выполнение одного или нескольких условий: поручительство от нескольких лиц, документальное подтверждение официальных доходов, наличие собственности, ценных бумаг или иных активов.

Налицо также тенденция вытеснения стандартных нецелевых кредитов, которые направлялись на покупку недвижимости, настоящими ипотечными кредитами.

В России сегмент экспресс-кредитования рос наибольшими темпами, но опыт других рынков показывает, что так будет не всегда, в конечном итоге клиенты предпочитают постоянные, а не одноразовые отношения с банками - кредитные карты (англо-американский и азиатский путь развития) или овердрафт (европейский путь).

Рынок экспресс-кредитования становится все более конкурентным, что приводит к падению ставок.

Несмотря на то что первоначально банк "Русский стандарт" брал с ритейлеров плату за выдачу кредитов на их торговых площадях, сейчас ситуация стала противоположной - новички рынка вынуждены платить торговцам за право открытия отделения на торговой площади магазина. В большинстве торговых точек сразу несколько банков предлагают кредиты и при этом снижают ставки. Некоторые ритейлеры решили начать бизнес по кредитованию покупателей самостоятельно.

Итак, продолжающееся сокращение прибыли сделает одноразовое кредитование невыгодным. Для получения большей отдачи от этого бизнеса банки должны выстраивать долгосрочные отношения с клиентами, предлагая им банковские продукты длительного пользования - кредитные карты и/или текущие счета с овердрафтом. Кредитным картам, вероятно, будут отдавать предпочтение банки, у которых нет развитой филиальной сети, например "Русский стандарт" или банк "Хоум Кредит".

Новички из-за границы

Российский рынок становится все более привлекательным для зарубежных финансовых структур. В результате усилится конкуренция между российскими и иностранными банками.

В июле нынешнего года BNP Paribas через свою дочернюю компанию Cetelem, лидера потребительского кредитования континентальной Европы, приобрел почти 50% банка "Русский стандарт". Сделка должна быть завершена к концу года.

В августе финансовое крыло американской корпорации General Electric - компания GE Consumer Finance заявила о грандиозных планах своей экспансии на российский рынок потребительского кредитования: компания намерена выйти на первое место по объему выданных кредитов. Осуществить эти планы ей должно помочь недавнее приобретение Дельта-банка.

Французская группа Societe Generale тоже планирует занять лидирующее место на российском рынке. Ее дочерняя компания "Русфинанс" в течение ближайших двух-трех лет планирует войти в тройку лидеров рынка.

Корейский риск

Одной из наиболее обсуждаемых стратегами рынка потребительского кредитования проблем является риск возникновения кредитного "пузыря" - неконтролируемого роста невозвращенных или ненадлежащим образом обслуживаемых клиентами кредитов, что обычно приводит к краху кредиторов и отбрасывает назад всю индустрию розничного кредитования. Самый свежий пример - недавний опыт Южной Кореи. После финансового кризиса 1997-1998 годов с целью стимулирования потребительской активности программа потребительского кредитования в этой стране стала поддерживаться на правительственном уровне. Первоначально она дала свои плоды: за счет роста потребительского спроса экономика быстро восстановилась, а общая задолженность населения выросла более чем в пять раз - до 60 млрд долларов. Но в начале 2004 года "пузырь" лопнул, и в итоге около 10% населения страны имеет просроченные кредиты, объем расчетов по кредитным картам в первом полугодии 2004 года снизился на 50% по сравнению с аналогичным периодом 2003 года, а из-за падения потребительского спроса темпы экономического роста замедлились. При этом крупнейший игрок на рынке кредитных карт финансовая компания LG Card близка к банкротству.

Причина провала заключалась прежде всего в том, что большинство кредитно-финансовых институтов Кореи в основном специализировались на работе с коммерческими структурами, они оказались неподготовленными к работе с физическими лицами, в частности не обладали должным опытом оценки рисков и управления ими. В условиях растущей конкуренции игроки рынка в стремлении "все успеть" выдавали максимально возможное количество кредитов и не проводили должной проверки платежеспособности клиентов. В итоге было выдано огромное количество необеспеченных кредитов под низкие проценты.

Способна ли Россия повторить печальный опыт Южной Кореи? С одной стороны, как уже упоминалось, в нашей стране сложилась устойчивая кэш-культура. В то же время неослабевающий поток новых игроков заключает в себе опасность перегрева рынка. Недавно пришедшие игроки, обладающие недостаточным опытом (незнание местного рынка у иностранных игроков и нехватка технической компетенции у российских банков) и отстающие от лидеров, вероятно, будут выдавать кредиты на более мягких условиях, так что появление "испорченных" кредитов станет лишь вопросом времени. Пока официально показанная доля нестандартных розничных кредитов в портфелях ключевых участников рынка, как правило, не превышает 5%. Однако, по неофициальным оценкам самих банкиров, эта цифра может быть в два-три раза выше, а значит, проблема приобретает уже вполне серьезные очертания.