Триумф партий власти

Сабит Жусупов
27 сентября 2004, 00:00

Впервые предвыборная гонка в Казахстане носила столь острый характер. Накал страстей объясняется тем, что будущий парламент получит большие полномочия, в том числе и по формированию правительства

Девятнадцатого сентября в Казахстане прошли парламентские выборы. За 67 мест по одномандатным округам в нижней палате (мажилисе) боролись около 550 кандидатов. Еще десять мест будут распределены по партийным спискам. На попадание в парламент - а для этого нужно преодолеть семипроцентный барьер - претендовали восемь партий и два блока. Явка избирателей в среднем по республике составила 56%. В 40 округах победители определились в первом туре, в 22 пройдет второй тур голосования, данные о результатах выборов в пяти округах на момент сдачи журнала в печать еще не поступили в ЦИК.

На выборах лидируют партии власти, прежде всего партия "Отан" ("Отечество"). Впрочем, такой результат был предсказуем. Вплоть до 19 сентября социологические замеры показывали лидерство партий "Отан" и "Асар" ("Всем миром"). К сентябрю выросли также симпатии избирателей к партии "Ак жол" ("Светлый путь"), которая поднялась с 7,7 до 24,6%, практически сравнявшись с лидерами.

По результатам exit poll, проведенного в день выборов Казахстанским институтом социально-экономической информации и прогнозирования (КИСЭИП) в 14 избирательных округах, в парламент проходили лишь пять партий: "Отан", "Ак жол", "Асар", блоки "Аист" и КПК-ДВК.

Президент пообещал реальную власть

Борьба между партиями за благосклонность электората получилась нешуточная. Дело в том, что в ближайшие годы в стране должна пройти реформа политической системы. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на седьмом внеочередном съезде партии "Отан" объявил о предстоящем существенном росте полномочий парламента и повышении роли политических партий. Фактически он обозначил курс на переход к президентско-парламентской форме правления. За эту перспективу партии и боролись.

Цель провластных партий "Отан" (ее лидером является Нурсултан Назарбаев), "Асар", возглавляемой Даригой Назарбаевой, и блока "Аист", в состав которого входят Гражданская и Аграрная партии, была предельно проста. Эти партии рассчитывали получить подавляющее большинство в парламенте, что превратило бы его в аналог российской Госдумы, где законопроекты, предлагаемые правительством, утверждаются большинством единороссов. Однако российский вариант парламента для Казахстана нежелателен, так как он несовместим с идей, предложенной президентом Назарбаевым: мажилис должен стать реальной и конструктивной силой в стране, а не органом автоматической легитимизации спускаемых сверху документов.

Представители умеренной оппозиции в лице партии "Ак жол" являются сторонниками реального укрепления роли и значимости парламента.

Радикальная оппозиция, в состав которой входят народная партия "Демократический выбор Казахстана" и Коммунистическая партия Казахстана, вообще ратует за парламентскую форму правления.

Проправительственные партии основное внимание в предвыборных платформах уделили констатации достижений страны, а также неизбежности новых успехов. "Отан", к примеру, обещала электорату двукратное улучшение жизненных условий к периоду, когда удвоится ВВП. "Асар" особый акцент сделала на вероятности приумножения успехов в случае объединения усилий всех казахстанцев. Блок "Аист" вначале отличился, предложив экономический курс, построенный на кейнсианской модели, в соответствии с которой рост общественного совокупного спроса даст новые импульсы развитию экономики. Однако, продекларировав комплекс своих экономических идей, "Аист" не сделал его лейтмотивом своей предвыборной кампании и вернулся в привычную для проправительственных партий колею, обещая избирателям всяческие блага.

"Ак жол" основное внимание в своей предвыборной платформе сосредоточила на политических аспектах. По мнению лидеров партии, расцвет коррупции, диспропорции в уровнях жизни социальных слоев, неравномерность распределения доходов от эксплуатации природных ресурсов стали возможными из-за отсутствия контроля над деятельностью исполнительной ветви власти и последовательного снижения полномочий депутатского корпуса. Партия, в частности, выдвинула крайне популистское предложение распределять среди казахстанцев средства, получаемые от добычи нефти и других природных ресурсов. Видимо, именно разговоры о "природной ренте" подогрели избирателей и укрепили предвыборные позиции партии.

Оппозиционный блок ДВК-КПК сделал акцент на критике всей управленческой вертикали, необходимости замены нынешних чиновников честными, компетентными людьми.

После драки

Когда закрылись избирательные участки, между партиями вспыхнула острая полемика по вопросу о честности прошедших выборов. Наиболее яростно выступила партия "Ак жол". Она обвинила Центральную избирательную комиссию в нарушении правовых норм.

На пресс-конференции, проведенной в Алма-Ате 20 сентября, лидеры партии заявили, что ЦИК нарушила статью Закона о выборах, в соответствии с которой комиссия была обязана определить и предварительно опубликовать в СМИ перечень избирательных округов и участков, на которых будет применена система электронного голосования (на этих выборах впервые на 20% участков избиратели воспользовались электронной системой). А министр информации Казахстана Алтынбек Сарсенбаев, сопредседатель партии "Ак жол", даже подал прошение о своей отставке. В специальном заявлении он также призвал уйти руководителя администрации президента Имангали Тасмагамбетова, председателя и членов ЦИК, акимов областей, городов и районов, "виновных в многочисленных нарушениях", допущенных в ходе выборов.

Столь резкое выступление представителей "Ак жол" свидетельствует о том, что партия расценивает свои результаты на выборах как поражение. В новом парламенте ее положение будет номинальным - по одномандатным округам "Ак жол" получит меньше мест, чем рассчитывала, что не позволит ей создать реальную фракцию. К тому же в парламент Казахстана, похоже, не пройдут представители радикальной оппозиции, и он становится еще более провластным.

Алма-Ата