Секс в маленьком городе

Виктория Никифорова
27 сентября 2004, 00:00

"Мастерская Фоменко" выпустила "Три сестры" - свой первый спектакль на большой сцене. Эксперимент дал неожиданные результаты

Обычно театральный эксперимент - это когда актеры большого солидного театра долго репетируют по углам под началом какого-нибудь ниспровергателя основ, а потом играют спектакль под лестницей для тридцати-сорока человек. Но бывает и наоборот. Только что "Мастерская Петра Фоменко" выпустила спектакль "Три сестры" - совершенно невиданную для себя постановку, отчаянной смелости эксперимент.

Впервые Петр Фоменко поставил со своими учениками большую классическую пьесу, традиционный репертуарный хит (до этого классические пьесы ставили на "фоменок" приглашенные режиссеры; сам же создатель театра выпускал со своими учениками изысканные фантазии на темы русской прозы). И впервые ученики Фоменко вышли из знаменитого подвала на Кутузовском на большую сцену. "Три сестры" - первая их постановка, изначально предназначенная для традиционного сценического пространства. Здесь и декорации, и костюмы, и свет - все по-настоящему, все как у больших. Артистам Фоменко пришлось освоить новый стиль актерской игры и научиться управлять залом, в котором сидит не сотня их почитателей, а тысяча вполне случайных людей.

Все это выглядит так, словно маленькая киностудия, производящая независимое кино, вдруг взялась за постановку блокбастера с многомиллионным бюджетом. В кулуарах уже печалятся: как бы нежный цветок неподражаемого фоменковского стиля не завял на большой сцене. Но "Три сестры" оказались вполне успешным экспериментом.

Всегда считалось, что труппа Фоменко - по преимуществу женская, актеры там на подхвате и на вторых ролях. В кино, впрочем, успехи учеников и учениц Фоменко всегда были примерно равны, а в телесериалах ученики оказались даже более востребованы. Что касается большой сцены, то здесь борьбу полов с большим преимуществом выиграли мужчины. Это еще один неожиданный результат эксперимента под названием "Три сестры".

Да, сестры Кутеповы бесконечно обаятельны, а Мадлен Джабраилова превращает свою Наташу в совершенно незабываемую железную леди с кошачьими ухватками. Но посреди действия зал разражался овацией только три раза. Первый раз - когда захлюпал носом Чебутыкин (Юрий Степанов). Второй - когда Соленый, чопорный и зажатый, попытался, цепенея от смущения, признаться в любви Ирине. И третий - в финале, когда Тузенбах, размахивая, словно белым флагом, штатским пальто и шинелью, уходил, танцуя, на смерть.

Главный же результат "Трех сестер" заметили далеко не все. В первом антракте - а "Три сестры" спектакль нелегкий, идет больше четырех часов - из первого ряда ушел человек. Это был совершенно случайный зритель. Он не принадлежал к фанатам "фоменок", у него просто нашлось две тысячи рублей на билет. Так вот, во втором акте, немножко опоздав, зритель вернулся, досидел до конца и хлопал на поклонах. Это, мне кажется, лучшее доказательство того, что эксперимент Петра Фоменко удался.