- Как человек, стоявший у истоков создания этого форума, скажите: какие цели и задачи вы себе ставили и насколько они реализовались за прошедшие четырнадцать лет его существования?
- Замысел этого форума появился у нас в самом начале девяностых, когда товарооборот и экономические связи между восточноевропейскими странами стали резко падать. Произошло это в результате крушения советской системы. Исчез координирующий центр экономических связей этих стран: они все были завязаны через Советский Союз. Мы поняли, что для успешного экономического развития наших стран необходимо найти новое основание.
- И что же стало таким основанием?
- Во-первых, им стала возможность иметь свободные экономические взаимоотношения с Западной Европой. Во-вторых, появилась естественная конкуренция со стороны не только западных компаний, но и предприятий из соседних восточноевропейских стран. Оба эти аспекта стали организующим элементом для развития новой экономики в наших странах.
- А как на этом процессе отразилось присоединение Польши и других восточноевропейских стран к ЕС? Вы стали еще ближе?
- Теперь у нас появилась возможность поставлять свою продукцию на рынки Западной Европы без таможенных пошлин. Это позволило нашей и без того очень недорогой продукции стать еще дешевле, а значит, еще конкурентоспособнее. Конечно, цены на внутреннем рынке тоже немного увеличились. Для сельскохозяйственного сектора такое увеличение даже имеет позитивный характер: фермеры могут продавать свою продукцию по более высоким ценам. После того как наши сельхозпродукты пошли на западный рынок, в самой Польше цены на говядину, например, выросли на шестьдесят процентов, а на фрукты на все сто процентов.
- Да, но, насколько я знаю, теперь ЕС пытается всеми силами оградить свои рынки от дешевых польских продуктов. Формальным объяснением этого является несоответствие качества местных продуктов питания высоким европейским стандартам безопасности. Вместе с тем Евросоюз не сможет выплачивать такие же дотации многочисленным польским фермерам, какие получают, например, французы.
- Ну, теперь распределение бюджета ЕС будут определять не только Франция и Германия. Польша теперь тоже имеет право голоса, поэтому несправедливого распределения субсидий не произойдет. Аграрный сектор Польши обладает огромными преимуществами: здесь самые большие пахотные площади в ЕС, а также низкий уровень жизни, что означает низкую себестоимость продукции. Так что наше сельское хозяйство обладает хорошей конкурентоспособностью.
- Вы собираетесь стать основным производителем сельхозпродукции для ЕС?
- Нет, конечно, не собираемся. Если говорить о долгосрочной стратегии, то основным поставщиком сельхозпродукции для ЕС станут Украина и Россия.
- Насколько я понимаю, вы исходите из либеральной версии экономического развития ЕС. Однако в реальности, например, Франция никогда не согласится на радикальное сокращение французского сельхозсектора. В мире сегодня существуют два крупнейших производителя сельхозпродукции - США и ЕС. Они жестоко конкурируют друг с другом, и вряд ли ЕС в одностороннем порядке выйдет из игры.
- Тем не менее и США, и ЕС придется отказаться от субсидируемого сельского хозяйства и предоставить этот вид деятельности тем странам, в которых это действительно экономически выгодно делать.
- Предположим, это произойдет, что же тогда вы будете делать с огромным аграрным сектором в Польше?
- Количество занятых в польском сельском хозяйстве будет сокращено приблизительно на две трети. Это, конечно, произойдет не завтра, а в течение десяти-пятнадцати лет.
- Чем же вы планируете занять всех этих людей?
- Они будут искать себе другое занятие, например, такой сферой деятельности может стать турбизнес. Польша имеет большие планы развития именно этой отрасли. Я не вижу в этом ничего нереального. В истории были такие прецеденты - например, Франция за время правления Шарля де Голля сократила свой аграрный сектор на две трети и вышла на принципиально новый уровень индустриального развития. Польша вполне могла бы повторить этот опыт.
- Как вступление Польши и других восточноевропейских стран в ЕС отразилось на их связях с теми странами, которые остались по другую сторону "черты", например, с Украиной, Молдавией, Россией? Многие в этих странах считают, что был воздвигнут еще один занавес - "стеклянный" - взамен разрушенного железного.
- Вступление наших стран в ЕС - это лишь своего рода подтверждение раздела, который произошел значительно раньше. Этот раздел произошел по свободному выбору. Мы выбрали свободный рынок и интеграцию с Западом. Теперь у нас все разное: банковская и страховая системы, приватизация и так далее. Другим аспектом этого раздела стали политические и экономические процессы, происходящие внутри России. Приход к власти Владимира Путина, централизация и экономическое усиление России, ее стремление усилить свое влияние в некоторых бывших республиках, таких как Казахстан, Белоруссия, Молдавия. Россия стремится вернуться на утраченные территории, собрать их вокруг себя и снова стать для них своего рода координационным центром.
- Непонятно, этот раздел между бывшими соцстранами вы видите в негативном или позитивном свете?
- Пока это просто раздел. Если же в результате мы сумеем дойти до сотрудничества на новом основании, значит, этот раздел можно будет считать позитивным. Если же нет - то сами понимаете. В любом случае для Польши присоединение к ЕС было однозначной необходимостью. Если вы посмотрите на карту мира, то увидите, что на ней больше нет места для маленьких и слабых. Чтобы конкурировать с такими гигантами, как, например, поднимающийся Китай, нельзя больше оставаться самим по себе. Нужно пожертвовать частью своего суверенитета, чтобы стать сильным. Я считаю, что конкурентоспособными в нынешней ситуации могут быть только страны с либеральной рыночной экономикой, в которой государство не диктует бизнесу, что делать, и не вмешивается в его дела. Но с другой стороны, эта государственная власть должна быть сильной. Именно такая модель и будет в ЕС.