История рейтинга

4 октября 2004, 00:00

Крупная российская промышленность в зеркале рейтинга Отношение к рейтингу и раскрытию информации

Сейчас, спустя десятилетие многое забылось или кажется невероятным. Но подробности составления рейтинга порой говорят о краткой истории нашей экономики больше, чем сухие цифры.

1: 1995
Fortune сорок первый раз собрал данные о крупнейших американских корпорациях. А в России - немое удивление промышленников: кто этот эксперт и что он хочет? На кого вы работаете на мытарей или бандитов? Рейтинг составлен по данным государственной статистики. Качество статистики было таково, что на 25-ю позицию рейтинга претендовала рядовая московская аптека. А спустя неделю после публикации налоговое ведомство прислало запрос на покупку базы данных "Эксперт-200".

2: 1996
Нас стали изредка узнавать. Одно оборонное предприятие из первой сотни, пытаясь поспособствовать сбору информации, закидало редакцию телеграммами-молниями в десятки строк. Позже выяснилось, сотрудники центрального офиса никогда не видели факс. Но в целом казалось, что мы не опрашиваем компании, а лишаем их девственности. На этот же год приходятся и первые попытки дать взятку за появление в таблице, и первые угрозы. То есть рейтинг восприняли всерьез.

3: 1997
Работа над рейтингом поставлена на промышленную основу создано рейтинговое агентство "Эксперт РА". Анкетирование предприятий стало давать реальную отдачу (более трети охотно давали информацию о себе). Но тут случилась иная беда  - неплатежи. У нескольких участников рейтинга в течение августа были отключены все телефоны.

4: 1998
Госкомстат, наконец, наладил сбор бухгалтерской отчетности предприятий (постановление правительства об этом вышло в 1995 г. то есть в год старта нашего рейтинга). Но облегчения это не принесло - после громкого дела "статистиков" утечки из Госкомстата перекрыли. Отчасти это удалось благодаря мерам соответствующих органов, отчасти благодаря естественным причинам - крайне трудно скачать информацию с ежеминутно зависающего реликтового компьютера серии ЕС. Зато нам активно стали помогать, делясь кто чем может, министерства и ведомства, инвестиционные компании.

5: 1999
Рейтинг получил своеобразный знак качества. PricewaterhouseCoopers тщательно изучила методику рейтинга и организацию работ по его составлению и дала свое положительное заключение. Нам пришлось в течение нескольких недель пройти тщательную проверку: все ли анкеты учтены, нет ли искажений информации, насколько строго соблюдается методика (не смотря на кажущуюся тривиальность методики рейтинга к тому времени ее полный вариант перевалил за дюжину word-ских страниц). А общая доля данных, полученных из первичных источников (анкета, заверенная руководителем компании и/или бухгалтерская отчетность) достиг 99%

6: 2000
Крупнейшие компании впервые (!) стали предоставлять консолидированные данные по международным бухгалтерским стандартам в качестве основной информации о себе. А вот сам международный бизнес показал пример двойных стандартов. Сразу от нескольких ОАО, контрольный пакет которых принадлежит вполне благопристойным западникам, мы получили вежливый ответ: "не только баланс, но и объем реализации продукции составляет коммерческую тайну". Видимо, свои законы в России они считают соблюдать излишним, а российские просто не читают.

7: 2001
Очередной раз качественно изменилось отношение к рейтингу со стороны директоров. Мы стали получать заполненные анкеты еще до объявления начала работы над проектом.

8: 2002
Интерес к рейтингу (в том числе и со стороны рекламодателей) вырос настолько, что "Эксперт" установил пока абсолютный рекорд по объему для российских еженедельников 200 страниц. Рекорд не побит до сих пор.

9: 2003
Участились попытки попасть в рейтинг непроизводственных компаний. Ради рейтинга торговцы готовы назвать себя агропромом, транспортники металлургами и т.д. Бизнес растет, и у него возникает потребность позиционировать себя на национальном уровне.

10: 2004
Рейтинг вышел за рамки промышленности. В список крупнейших компаний вошли представители практически всех отраслей экономики, а сам список расширился с 200 до 400 позиций. Отношение к рейтингу и раскрытию информации

Что показал рейтинг (из публикаций за десять лет)

1: 1995
Крупные компании в России все еще есть! Их головокружительный распад затормозился и, прежде всего, благодаря сырьевым отраслям.

2: 1996
Фаза спада сменилась депрессивной стабилизацией.

3: 1997
Едва заметное оживление в отраслях, ориентированных на потребительский спрос. Ожидание промышленного роста.

4: 1998
Капитализация элиты российского бизнеса упала в 6,5 раз и вернулась на уровень ваучерных аукционов.

5: 1999
Формально все как в 1995-м. Те же объем реализации, капитализация, те же смутные надежды накануне выборов. Но вот тренд сменился с отрицательного на положительный.

6: 2000
Впервые рост внутреннего потребления стал заметно обгонять рост экспортных поставок

7: 2001
Благодаря конъюнктуре международных сырьевых рынков крупный бизнес показал себя настоящим локомотивом: он самый динамичный, самый рентабельный, самый производительный. Но вот с модернизацией проблемы.

8: 2002
Впервые зафиксированы признаки того, что значительная часть выручки крупного бизнеса инвестируется в модернизацию. Однако до желаемого уровня инвестиций еще далеко.

9: 2003
Промышленный рост сместился в сторону среднего и мелкого бизнеса

10: 2004
В результате нового ускорения крупного бизнеса двести крупнейших промышленных компаний установили абсолютный рекорд по объему реализации продукции. За десятилетие он удвоился