Величина страховых премий за последние три года выросла более чем в два с половиной раза, а доля страхования в ВВП увеличилась с 2,5% в 2000 году до 3,3% в 2003-м. По этому показателю и уровню проникновения (совокупная страховая премия на душу населения - около 3 тыс. рублей в 2004 году) Россия идет вровень со странами Восточной Европы.
Да и вообще наш рынок развивается почти в полном соответствии с теорией. На первом этапе, в течение 90-х годов, превалировали нерисковые операции и кэптивное "полустрахование". Затем, начиная с 1999-2000 годов активно начали расти автострахование, страхование строительно-монтажных рисков и имущества юрлиц (доля последнего, включая автокаско, в совокупных взносах выросла за последние три года с 19 до 32%, а взносы в абсолютном выражении - более чем в 3,3 раза). В этих видах рисковая нагрузка достаточно высока, а материальный ущерб ощутим для страхователя. Именно на такие виды страхования на развивающихся рынках первым появляется спрос у населения, а также среднего и малого бизнеса.
Таким образом, автокаско (имущественное автострахование) и автогражданка играют роль катализатора рынка, расширяя возможности привлечения клиентов, формируя страховую культуру и лояльность страховому бизнесу. Однако специализация компаний исключительно на этих видах несет в себе угрозу высокой убыточности. Мало того что уровень выплат достаточно высок (в автокаско - 45-55%) и продолжает расти, для них характерны высокие расходы на ведение дела (35-45% - управление и маркетинг, из которых львиную долю составляют агентские комиссионные и вознаграждения брокерам). Но и это еще не самое опасное. Дело в том, что до настоящего времени автострахование развивается фактически по принципу пирамиды: взносы постоянно растут, что дает возможность платить по старым договорам за счет новых поступлений. Поэтому даже если реальный портфель, скорректированный на величину новых клиентов, убыточен, компания до первого провала в спросе относительно легко справляется со своими обязательствами.
Если же следовать теории и далее, то в ближайшие годы наиболее динамичными должны стать личные виды страхования (в частности, накопительное страхование жизни), страхование имущества физических лиц и ряда видов ответственности. Здесь основная конкуренция развернется между сегодняшними лидерами массового рынка ("АльфаСтрахование", ВСК, "Ингосстрах", МАКС, "Росгосстрах", РОСНО, "УралСиб") и бывшими кэптивами ("Капитал", "Согаз", "Согласие").
Если же говорить об основных тенденциях последнего времени, то следует выделить три. Безусловно, главным событием страхового рынка в 2003 году стало введение обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Эта программа увеличила объемы реального рынка на 48,3 млрд рублей (около 10%). При этом три компании - "Росгосстрах", "РЕСО-Гарантия" и "Ингосстрах" - контролируют половину этого сегмента. В будущем рост портфеля ОСАГО, если судить по опыту Восточной Европы и прогнозам аналитиков, может сказаться на показателях страховых компаний как положительно (расширение клиентской базы, кросс-продажи), так и отрицательно (высокая и растущая убыточность, частые случаи мошенничества).
Вторая тенденция - значительное сокращение доли финансовых оптимизационных схем, прежде всего основанных на страховании жизни. "Зарплатные" схемы до сих пор выгодны - даже после обложения аннуитетных выплат по страхованию жизни подоходным налогом можно продолжать экономить на ЕСН. Однако компании, для которых важна репутация (а это прежде всего крупные универсальные страховщики), не могут позволить себе сохранить в страховом портфеле значительные объемы подобных операций. Это касается и оптимизационных, и транзитных операций в имущественном страховании. Напротив, рисковый портфель растет, а это сопровождается изменением технологий управления, принципов перестрахования, маркетинга, инвестиционной политики.
Наконец, третья тенденция - реструктуризация крупнейших компаний и разворот к универсальности. В первую очередь это затронуло кэптивы. Они выходят на открытый рынок, а их владельцы проводят тендеры и страхуются в других компаниях. Вообще крупный и средний бизнес все серьезнее относится к риск-менеджменту и выбору страховщика, предъявляя спрос уже не столько на финансовые схемы, сколько на реальную страховую защиту. Правда, часто кэптивы выигрывают конкурсы и тендеры, проводимые их владельцами, но это не обязательно признак неконкурентности. Вряд ли кто-то будет отрицать, что, к примеру, "Согаз" имеет огромный опыт работы с рисками газовой отрасли, и в этой сфере с ним трудно конкурировать. А вот в нефтяном секторе среда уже более конкурентна, что обусловлено большим количеством нефтяных кэптивов и полукэптивов.
Наибольшие же изменения в прошлом году произошли в двух крупнейших универсальных компаниях - "Росгосстрахе" и "УралСибе". Первая из них в 90-х годах находилась в состоянии полураспада, проводя хаотическую политику, страхуя "бедных" клиентов, на которых другие просто не обращали внимания. Начиная с 2002 года с приходом менеджмента из "Тройки Диалог" в компанию были осуществлены вложения на сумму более 5 млрд рублей и проведена коренная реструктуризация. Сейчас "Росгосстрах" демонстрирует едва ли не лучшие показатели прироста взносов и рентабельности среди крупнейших страховщиков. В том же 2002 году группа "НИКойл" купила компанию ПСК и начала ее реструктуризацию. За это время собираемые компанией (теперь она называется "УралСиб") взносы сократились более чем на две трети, что связано со сворачиванием оптимизационных схем по страхованию жизни. В то же время увеличились сборы в реальном страховании.